АТ-С машина пенного тушения

 

Пожарная машина пенного тушения на гусеничном шасси артиллерийского тягача АТ-С модели 712.

Один из самых распространенных типов артиллерийских тягачей - это внедорожное транспортное средство, сочетающее качества гусеничного трактора и бортового грузовика. По своему основному военному предназначению он должен одновременно буксировать орудие и перевозить в кузове бойцов расчета и боеприпасы. Но в СССР помимо армии, гусеничные артиллерийские тягачи широко использовались гражданскими организациями, чья деятельность связана с перевозками и буксировкой прицепов в условиях полного отсутствия дорог - геологами, нефтяниками, связистами, полярниками, пожарными.

 

Серийные модели гусеничных артиллерийских тягачей выпускались в нашей стране еще в 30-е годы и во время Великой Отечественной войны. Например, СТЗ-НАТИ, Я-12. После войны было решено освоить выпуск легких АТ-Л, средних АТ-С и тяжелых АТ-Т артиллерийских тягачей.

Разработку средней машины такого типа поручили Челябинскому тракторному заводу ЧТЗ. Тягач модели 712 проектировали унифицированным по ходовой части и силовой передаче с гусеничным трактором общего назначения 710 и промышленным трактором 711 (С-140, Т-140). Разработка этого семейства начались в 1948 году. Ведущим конструктором стал В.И. Дурановский, также работы возглавляли его заместитель М.Г. Перельман и главный конструктор опытного завода М.Ф. Балжи. В создании новой машины приняли активное участие ведущие конструкторы по агрегатам и направлениям: Н.И. Волошин, М.Н. Ижевский, Я.Г. Нартов, Ю.П. Саматов.

Компоновка АТ-С выполнена по классической схеме с передним расположением двигателя под кабиной и задним - трансмиссии и ведущих звездочек гусеничного движителя. В качестве двигателя использовали созданный на базе танкового дизеля В-2 быстроходный 12-цилиндровый V-образный дизель B54-T (иногда обозначаемый А-712) производства цеха № 900 ЧТЗ. По сравнению с танковым двигателем, его дефорсировали, и это заметно увеличило надежность, повысило моторесурс до гарантированных 600 часов. Система смазки с сухим картером, маслорадиатором и отдельным маслобаком обеспечивала нормальную работу в любых климатических условиях, и, что очень важно для внедорожного транспорта, при больших продольных и поперечных наклонах. Иначе говоря, если машина преодолевала крутые подъемы и спуски, мотор не мог остаться без масла.

Пятиступенчатую трехвальную коробку передач взяли от трактора. Она размещалась сзади в общем литом картере с узлами заднего моста. Мотор и коробку связывал длинный карданный вал с двумя зубчатыми муфтами на концах, исключавших опасные для вала перекосы. У гусеничного движителя сделали большое количество опорных катков малого диаметра. В сочетании с эластичной торсионно-балансирной подвеской, они создавали равномерное, а, значит, благоприятное распределение нагрузки по всей длине гусеницы. Такое решение повышало тягово-сцепные свойства гусеницы, обеспечивало плавное движение на больших скоростях, увеличивало срок службы механизмов.


Для поворота машины использовался двойной цилиндрический дифференциал. Такой же механизм применяли на немецких и американских гусеничных машинах времен войны. В отличие от бортовых фрикционов (БФ) более старого гусеничного транспорта, он позволял ездить по грунту при частом маневрировании с более высокой средней скоростью. Если водитель ручными рычагами тормозил одну гусеницу, машина поворачивала, а если одновременно вытягивал оба рычага бортовых тормозов, тягач останавливался. Фиксация рычагов защелками играла роль стояночного тормоза на уклонах. Для экстренной остановки использовался ножной пневматический тормоз. Ленточные двусторонние тормоза с фрикционными накладками, работающими в масле, имели автоматическую регулировку зазоров, что повышало их ресурс и плавность действия,  а так же  почти исключало перегрев при длительной работе и заметно облегчало обслуживание.

Бортовые передачи с парой цилиндрических шестерен каждая служили для повышения  передаточных чисел в трансмиссии. Тщательно была продумана грязезащита вала ведущей звездочки. Гусеницы, однотипные у тягача и обоих тракторов, имели ширину 420 мм, состояли из звеньев, штампованных из износостойкой стали Гатфильда (другие заводы могли их только отливать). В советское время АТ-С модели 712 считался эталоном высокой проходимости по снегу и болотам.


В Челябинске такие машины выпускали с конца 1952 года и неоднократно подвергали модернизации. С 1956 года их производил также Курганский машиностроительный завод «Курганмаш». В 1962 году появилась новая модель среднего артиллерийского тягача АТС-59, другая машина с иной конструкцией гусеничного движителя и совсем другой кабиной. 

Базовый вариант АТ-С имел «двойную» многоместную кабину и платформу бортового грузовика. На базе АТ-С 712 строили установки залпового огня Бм-14, бульдозеры, краны, путепрокладчики. В Музее представлена пожарная модификация с лестницей длиной 30 м и пенной установкой для тушения горящей нефти. Выдвинутая вперед и приподнятая вверх лестница позволяла подавать по трубам огнетушащую пенную смесь. В семействах обычных грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, «Урал» бортовая машина имела одинарную кабину на 2-3 человека, а пожарные модификации - многоместную с двумя парами дверей. У АТ-С все наоборот. Бортовой тягач выпускался с «двойной» многоместной кабиной, а пожарная машина - с одинарной короткой.

Судя по заводской табличке, данная пожарная машина построена в 1971 году.

В Интернете нашелся интересный отзыв человека, в 70-е годы служившего на АТ-С:

Водительский стаж - с 1974 г., первые "права" получал на артиллерийский тягач - это было круто. 12-цилиндровый В-образный дизель с неимоверным ревом и много других прелестей типа замены траков на гусеницах и даже простого мытья этой 15-тонной туши... Вот он какой - змей...

...В каждом из 8-ми малых катков (с одной стороны) есть пробочка для заливки масла. Проверка масла входит в ежедневное ТО - очень "приятная" процедура в 25-ти градусный мороз - окрутить и закрутить 16 пробок. Но сначала нужно отбить замерзшую грязь. И это еще далеко не все. А вообще, машина супер - по любой грязи бежит 60-70 км. 

 

Техническая характеристика шасси АТ-С 712.

 Масса в снаряженном состоянии без груза

 12 т

 Масса буксируемого прицепа

 8-14 т

 Боевой расчет пожарной машины  3 человека

 Габариты шасси мм:

 длина

 5970

 ширина

 2570

 высота по кабине

 2533

 База опорных катков, мм

 2765

 Длина опорной поверхности гусениц, мм

 2965

 Колея (по серединам гусениц), мм

 1900

 Дорожный просвет, мм

 400

 Среднее удельное давление на грунт кг/см2

 0,557

 Максимальная мощность двигателя при частоте вращения 1600 об/мин, л.с.

 275

 Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч

 35,5

 Запас хода по грунту с нагрузкой км

 210

 Запас хода по шоссе с нагрузкой  км

 305

 Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град

 35