БТР-40



Созданием колесной бронетехники на Горьковском автозаводе занималось Специальное конструкторское бюро, для секретности носившее название «Бюро серийных автомобилей», которое в 40-е годы возглавлял Владимир Алексеевич Дедков. Прототипы двухосных полноприводных бронеавтомобилей ЛБ-62 были построены там еще перед Великой Отечественной войной. Но только появление в серийном производстве двигателя ГАЗ-51, агрегатов трансмиссии и мостов ГАЗ-63 в первые послевоенные годы открыло дорогу к созданию зрелой конструкции небольшого внедорожного автомобиля с легким, но прочным бронекорпусом.

Если до войны на вооружении Красной армии стояли бронеавтомобили - машины, применявшиеся непосредственно в бою по типу легких танков, то с учетом опыта военных действий и эксплуатации поступившей по Ленд-Лизу американской техники (например, машин М3А «Скаут»), командование Советской армии склонилось в пользу бронетранспортеров (БТР) - грузопассажирских бронированных колесных или гусеничных транспортных средств, предназначенных прежде всего для доставки личного состава, оружия и боеприпасов на место боевых действий. 

В КБ Серийных автомобилей ГАЗа под руководством Ведущего конструктора Всеволода Константиновича Рубцова был разработан первый горьковский БТР. В его основу положили здравую идею, что бронированному автомобилю не нужна рамная конструкция. Грамотно спроектированный бронекорпус вполне может играть роль основного несущего силового элемента всей машины. За счет этого существенно снижается масса и уменьшается габаритная высота. Выигранные килограммы и сантиметры пригодятся для улучшения характеристик самого бронекорпуса. Например, уменьшение массы шасси дает возможность применить более толстые бронелисты. Разумеется, к тому времени в проектировании бронекорпусов стало уже аксиомой правило располагать наружные, особенно лобовые, листы корпуса под наклоном - так они лучше отбрасывают от себя пули и осколки.  



На выходе у Рубцова и его коллег получился компактный маневренный двухосный бронетранспортер, обладавший максимальной для такой машины проходимостью. Габаритная длина БТР-40 была ненамного больше, чем у «Волги», ширина как у ЗИМа ГАЗ-12, высота меньше, чем у УАЗ-452. Боевая масса бронетранспортера 5,3 тонны всего на 150 кг превышала полную массу груженого бортового грузовика ГАЗ-51. Бронетранспортеру требовался более мощный двигатель, чем грузовику. Шестицилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-40 относился к тому же семейству, что и базовый двигатель ГАЗ-51, но оснащался рядом узлов от форсированного двигателя автомобиля ЗИМ ГАЗ-12. В результате он развивал мощность 78 л.с. Иногда в зарубежных армиях БТР-40 переоборудовали, оснащая американскими или английскими дизелями.

В машине помещались 10 человек - механик-водитель, командир и 8 солдат. Попасть внутрь можно было через передние двери и распашную калитку в заднем борту.

Броня  рассчитывалась на защиту пассажиров, агрегатов и груза от пуль, осколков и небольших мин. Бронекорпуса сваривали не в Горьком, а в соседней Владимирской области на Муромском тепловозостроительном заводе имени Дзержинского.

Стандартным вооружением БТР-40 считался пулемет Горюнова СГМБ популярнейшего калибра 7,62 мм, который можно было установить на корпус машины как справа, так и слева.

На вооружение Советской армии БТР-40 поступил в 1950 году практически одновременно с более крупным и тяжелым трехосным бронетранспортером БТР-152, разработанным на ЗИСе. Получилось семейство транспортных средств одинакового назначения, состоящее из двух машин: легкой и более тяжелой. В войсках БТР-40 служил разведывательной и штабной машиной, артиллерийским тягачом.

У базовой модели БТР-40 бронекорпус был без крыши, накрывавшийся сверху брезентом. Так же были устроены основные американские бронеавтомобили и бронетранспортеры времен Второй мировой войны. Отсутствие бронекрыши позволяло снизить металлоемкость и массу машины, а, главное, в критической ситуации позволяло бойцам быстрее выскочить из попавшей под обстрел или горящей машины. Однако после войсковой операции в Венгрии 1956 года этот принцип поставили под сомнение. Открытая машина оказалась уязвимой в условиях городских уличных боев - противник получил возможность бросить внутрь кузова бронетранспортера гранату или бутылку с зажигательной смесью, катастрофическую опасность для экипажа и расчета представляли засевшие на верхних этажах домов снайперы. А ведь машины класса БТР-40 из-за небольших размеров эффективно применять при боевых действиях в городе и подавлении общественных беспорядков. Поэтому в 1958 году по проекту ГАЗа  завод в Муроме освоил модификацию БТР-40Б с крытым бронекорпусом и люками над головами бойцов, количество мест для которых сократилось до 6.

БТР-40 успешно ставился на железнодорожный ход, для чего на него навешивали катки с ребордами. На рельсах он мог развивать до 65 км/ч. Серийно выпускалась модификация для ПВО БТР-40А с зенитной установкой ЗПТУ-2 из двух спаренных пулеметов КВПТ калибром 14,5-мм. На опытном БТР-40В пробовали систему подкачки шин с внешними трубками и самоблокирующийся дифференциал.

Производство семейства БТР-40 оказалось недолгим - оно длилось всего 10 лет. На смену этим машинам пришли новые модели БРДМ и БРДМ-2, которые в отличие от БТР-40, стали плавающими. Восемь с половиной тысяч выпущенных БТР-40 еще долго служили советским и зарубежным военным. Например, они принимали участие в Чехословацких событиях 1968 года. Немало машин ушло на экспорт в социалистические и другие братские страны. Официально на вооружении Российских вооруженных сил БТР-40 стоял до 1993 года. В Музее представлен полностью рабочий экземпляр БТР-40 с открытым кузовом базовой модели, отлично сохранившийся на войсковой консервации. 

Техническая характеристика

 

Экипаж 2 человека
Десант 8 человек
Габаритные размеры 5000х1900х1830 мм
Дорожный просвет 270 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-40
Рабочий объем 3485 см3
Мощность 78 л.с. при 3400 об/мин
Снаряженная масса 5300 кг
Вооружение Пулемет клибра 7,62 мм
Максимальная скорость 80 км/ч