БТР Scout car White M3A1

 


Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout - разведчик. 

Популярные в годы Первой мировой войны бронеавтомобили являлись самостоятельными боевыми единицами, подобными танкам, только на автомобильном шасси. Разведывательные подразделения пробовали использовать их в своих целях, но опыт оказался не самым удачным - все-таки бронеавтомобиль разрабатывали для решения совсем других задач. Его тесный бронекорпус плохо подходил для перевозки  разведгруппы и ее вооружения. Проект создания специального автомобиля для фронтовой разведывательной группы не случайно впервые появился в США - стране, где в первые десятилетия ХХ века стремительно развивалась мощная индустрия массового производства недорогих легковых и грузовых автомобилей. Военный департамент США первым в мире сформулировал техническое задание на разработку бронированного автомобиля, специально предназначенного для доставки и эвакуации разведгруппы и ее вооружения, при этом обладающего способностью прикрыть разведчиков огнем.

Не удивительно, что основным стало требование сделать шасси с приводом на все колеса. Со времен Второй мировой войны это звучит как очевидное, но в начале 30-х годов,  когда разрабатывали первое техническое задание, полный привод еще считался экзотическим, дорогим и сложным в освоении. Тогда еще не встала на ноги индустрия массового производства шарниров равных угловых скоростей ШРУСов, необходимых для передачи крутящего момента ведущим и одновременно управляемым колесам. Поэтому полный привод многие автомобилестроительные компании внедряли неохотно. Первой поправить свое материальное положение за счет нового военного заказа решилась фирма White Motor Company из Кливленда. Компания братьев Уайт, с самого начала ХХ века специализировалась на производстве грузовых автомобилей, а в 1932-1933 годах из-за резкого падения продаж, вызванного Великой депрессией, активно искала новых заказчиков и партнеров. Платежеспособность военного ведомства не могла вызывать у руководства White никаких сомнений. Как раз в то время White поглотил фирму Indiana,  в их активе оказалось полноприводное шасси легкого 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором как раз и построили первый прототип разведывательного броневика М7.

По результатам испытаний военные заказали небольшую партию новых автомобилей, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 машин М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Автомобиль отличался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L с  рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. и был вооружен четырьмя мощными пулеметами: двумя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами Browning М2 в передней части корпуса и двумя 7,62-мм Browning М1919А4 по бортам.

Вдогонку за White Motor Company, стремясь получить такой же военный заказ, за создание машин с подобными характеристиками принялись ее конкуренты. Сначала в 1935 году появился броневик с военным обозначением М2, предложенный другой автомобилестроительной фирмой Corbitt & Со из Северной Каролины с 8-цилиндровым двигателем Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. и двумя пулеметами М1919А4, располагавшимися по бортам корпуса. За этой моделью последовала модификация М2А1 с принципиальным новшеством - рельс-шиной, охватывавшей по периметру открытую часть броневого кузова. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы, что резко повышало оперативность стрельбы по сравнению с вращающимися пулеметами на неподвижных турелях. Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове броневика в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.

В том же 1935 году аналогичный бронеавтомобиль представила еще одна компания Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она специализировалась на переоборудовании грузовиков, пикапов и легковых автомобилей Ford в полноприводные и военные машины. Marmon-Herrington предложила бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Двигатель, конечно же был от Ford - V-образный, 8-цилиндровый мощностью 85 л.с., позволявший развивать скорость до 120 км/ч. Но отбить заказы у White и Corbitt этой машине не удалось. Marmon-Herrington попытал счастья еще раз, разработав броневик Т13 на полноприводном шасси грузовика Ford-Marmon-Herrington. Но удалось получить только маленький заказ на 38 машин для Национальной гвардии.

Тем временем, White Motor Company, учитывая свой опыт и наработки конкурентов, создает следующую модель М3 с новой 5-литровой карбюраторной «шестеркой» Hercules JXD мощностью 110 л.с. Броневой лист кузова перед радиатором той машины установили под наклоном, что позволило рикошетом отбрасывать пули. В 1938 году именно эта машина была принята на вооружение Военным департаментом США. Но она тоже разошлась небольшим тиражом всего в 64 экземпляра. А в массовое производство в 1941 году пошел окончательный вариант фирмы White с индексом М3А1.

Scout_058

От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный М3А1 отличался увеличенным по ширине бронекорпусом с удлиненной задней частью. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в задней стенке ликвидировали. На переднем бампере появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа кузова М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов - 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси это был типичный полноприводный (4х4) легкий грузовик 40-х годов с раздаточной коробкой, установленной отдельно от коробки передач и связанной с ней промежуточным валом.

По периметру открытого кузова прокладывалась рельс-шина, позаимствованная от броневика Corbitt М2А1. По ней, с помощью подвижных станков М22, перемещались входившие в штатное вооружение  пулеметы - их можно было легко направить вперед, назад, вправо, влево, просто перекатив по рельсу. Штатными пулеметами были 12,7-миллиметровый М2 и 7,62-миллиметровый М1919А4. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог применяться 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В Красной армии на станок М22 иногда укрепляли «Максим».

Американская армия предпринимала попытку перевести боевые машины с бензиновых двигателей на дизели. Так появилась модификация М3А2, на которой испытывали дизели Buda-Lanova (81 л.с.) и Hercules (103 л.с.). Но таких машин было построено не более 100. Основным так и остался карбюраторный броневик. «Скауты» поступили на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, медицинских и штабных машин. В санитарном броневике можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Генерал Джордж С. Патон ездил не на Willys, а на штабном Scout. Машины этого семейства поставляли почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они стояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей.


Поставлять «Скауты» в красную армию начали в 1942 году. В советских документах времен Великой Отечественной войны эти - доселе невиданные транспортные средства - именовали бронетранспортерами, бронемашинами и даже полубронемашинами. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «Скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

Всего в СССР по Ленд-лизу поступило 3034 МЗА1. Казалось бы, число не очень большое. Тем не менее, именно «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной армии.  Более распространенной машины такого типа в период Великой Отечественной у советских военных просто не было, и «Скауты» внесли свой вклад в нашу Победу.

Scout_031

Как пример, иллюстрирующий применение разведывательными подразделениями Красной армии американских броневиков, можно привести действия головной походной заставы 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса в ходе наступления в начале сентября 1943 года на Украине. Передовые отряды бригад корпуса получили задание захватить переправу через реку Пселл, перерезать дороги восточнее Гадяча, а также в районе села Вельбовка. Головная походная застава 7-й мехбригады в составе 30 человек на трех бронетранспортерах МЗА1 перерезала путь отхода противника у южной окраины Вельбовки. Немцы не ожидали удара с этой стороны и, встреченные пулеметным огнём бронетранспортёров, пришли в замешательство. Вспыхнувший бой закончился поражением противника: подошедшие части 7-й и 9-й гвардейских механизированных бригад овладели Вельбовкой.

Иногда броневики «Скаут» позволяли советским разведчикам совершать активные маневренные действия, как это случилось в бою 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленчна в балке немцы устроили засаду. Втянувшись в балку, колонна автомобилей управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий Ленчна. Выдвинувшись влево, два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука привлекли к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный огонь по противнику из автоматов и пулеметов. В результате 30 немцев, осознав безнадежность положения, бросили оружие и сдались в плен, а остальные примерно 60 солдат и офицеров, находившихся в балке, были уничтожены. И только 30 немцев, засевших в зданиях поселка Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомобилей. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив противника прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром немецкой засады.

Мощное вооружение, маневренность и хорошая обзорность позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях. 25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведывательной роты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь противника, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева оказался далеко впереди остальных. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это они не успели. Баязиев прибавил скорость. А пулемётчик - рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет немецкой пушки. Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.


До конца войны в США с конвейера сошло 20 918 броневиков Scout М3А1. В армиях многих стран эти боевые машины применяли до конца 70-х годов и даже позже. В 1996 году в Доминиканской Республике на вооружении еще стояло 35 М3А1.

Техническая характеристика.

 

Экипаж 8 человек
Габаритные размеры 5620х1960х2110 мм
Колесная база нет данных
Дорожный просвет 301 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный Hercules JXD
Рабочий объем 5 литров
Мощность 110 л.с.
Масса 5643 кг
Максимальная скорость 90 км/ч
Запас хода 360 км