Чайка ГАЗ-13С

Автомобиль специализированной медицинской помощи «Чайка» ГАЗ-13С (РАФ).


Специальные медицинские автомобили с кузовом универсал на базе «Чайки» строили не на ГАЗе в Горьком, а в столице советской Латвии, на так называемой «старой территории» Рижской автобусной фабрики, где размещался Экспериментальный цех. Техническое задание на разработку и постройку этих машин со стороны «правительственного» Четвертого управления Минздрава СССР поступило во второй половине 60-х. В 1968 году завершилась постройка первого такого автомобиля.

Комплект рабочих чертежей на ГАЗ-13С разработало СКБ специализированных автомобилей РАФа во главе с конструктором Юрисом Пенцисом. К 1968 году на автобазе Четвертого управления окончательно выработали свой ресурс и требовали замены медицинские автомобили на базе ЗИС-110.

Рижский завод микроавтобусов был выбран по нескольким причинам. Во-первых, там уже действовало налаженное производство кузовов малых серий. На заводе работали опытные и квалифицированные мастера-модельщики. Во-вторых, РАФ уже несколько лет серийно выпускал автомобили скорой помощи с кузовом от обычного микроавтобуса РАФ-977, считавшимися в то время одними из лучших медицинских автомобилей в стране. В-третьих, размещение производства на отдельном заводе позволяло избавить от лишней работы и так загруженных различными заданиями конструкторов и технологов ГАЗа. Сказался и зарубежный опыт. Например, в США в 50-60-е годы получили распространение специальные медицинские универсалы на базе легковых автомобилей большого класса, чьи кузова изготавливала не сама компания-производитель автомобиля, а одна из специализированных кузовных фирм. В роли такой «кузовной фирмы», в данном случае, выступил РАФ. Только если в Америке подобные машины обслуживали линейную службу скорой помощи и частные клиники, то в СССР медицинская «Чайка» предназначалась исключительно для закрытых ведомственных больниц, факт ее производства держался в секрете. Готовые машины не несли опознавательных знаков медицинской помощи, окрашивались в черный цвет, как все правительственные автомобили, окна санитарного отсека не тонировали матовым белым, как в машинах обычной скорой помощи, а плотно завешивали занавесками.

К середине 70-х годов медицинские «Чайки» стали сопровождать правительственные кортежи, так как состояние здоровья пожилых Членов Политбюро и ЦК КПСС могло потребовать экстренного оказания медицинской помощи. Позднее с этой же целью строились санитарные универсалы на базе лимузинов ЗИЛ, а «Чайки» ездили по вызовам к пациентам, прикрепленным к Четвертому управлению и другим закрытым клиникам.

В конце 70-х и начале 80-х РАФ получал с ГАЗа по 4-6 «Чаек» в год и переоборудовал их в универсалы. На машины монтировали синий проблесковый маячок-«мигалку», как на любой транспорт оперативных служб или на лимузины охраны и сопровождения. Также, на крыше присутствовала антенна спецсвязи.

Когда в 1981 году ГАЗ прекратил выпуск «Чайки» ГАЗ-13, производство универсалов на РАФе остановилось, но в 1983 году был разработан аналогичный автомобиль на базе новой «Чайки» ГАЗ-14, который, в связи с ужесточившимися стандартами, прошел отдельную сертификацию типа транспортного средства и получил индекс ГАЗ-РАФ-3920. Таких машин построено намного меньше, чем ГАЗ-13С - во второй половине 80-х правительственные кортежи уже могли обойтись без машины скорой помощи.

В период Китайско-Вьетнамской войны 1979 года на РАФе изготовлены два катафалка (основной и запасной)  с японскими кондиционерами «Тошиба» (Toshiba), чтобы предоставить вьетнамским товарищам возможность экстренной эвакуации гроба с забальзамированным телом лидера вьетнамской революции Хо Ши Мина.  От ГАЗ-13С они отличались «глухим» кузовом-фургоном без остекления санитарного отсека.

 

Число мест 4+носилки.
Габаритные размеры 5600х2000х1650 мм.
Колёсная база 3250 мм.
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный.
Рабочий объём 5526 см3.
Мощность 195 л.с. при 4400 об/мин.
Снаряжённая масса 2700 кг
Максимальная скорость 160 км/ч.
Расход топлива 14 л/100 км.