Citroen Т-45

P5090004

Для знаменитой французской компании Citroen грузовик, рассчитанный на 4,5 тонны груза, в 30-40-е годы был из ряда вон выходящей моделью, самым большим автомобилем марки. 

Андре Ситроен в начале ХХ века строил свой бизнес на производстве косозубых шестерён – довольно сложных для того времени изделий. Поэтому впоследствии радиаторы автомобилей «Ситроен» украшала эмблема в виде двойного шеврона, изображавшего зубья шестерни, она осталась логотипом и в наше время. В первую мировую войну Ситроен хорошо зарабатывал на выпуске снарядов, для чего в США закупил современный станочный парк. Конец войны потребовал перехода на мирную продукцию. С  начала 20-х годов Ситроен занялся автомобилями, наладив крупносерийное производство дешёвых «народных» легковушек и небольших полугусеничных вездеходов. 

Грузовыми машинами поначалу компания не занималась, хотя выпускала малотоннажные пикапы и фургоны на легковых шасси. И только в 1933 году модельный ряд «Ситроенов» пополнился полноразмерными грузовиками. Их индексы прямо указывали на грузоподъёмность – модель 29 была рассчитана на 2,9 тонны груза, а модель 45 могла перевезти целых четыре с половиной тонны. Такие грузовые автомобили в наше время считаются средними, а в Европе 30-х 4,5-тонный грузовик относился к тяжёлым. Моторы и агрегаты легковых «Ситроенов» для таких серьёзных машин уже не годились, поэтому для грузовиков пришлось разрабатывать оригинальные двигатель и коробку передач. Мотор сделали бензиновым, а не дизельным, выбрав типичную для середины ХХ столетия рядную шестицилиндровую схему – такие моторы считаются самыми уравновешенными и мягкими в работе. Зато газораспределительный механизм сделали самым передовым для массовых автомобилей 30-х годов – верхнеклапанным, с нижним расположением распределительного вала (схема OHV). В мировом автомобилестроении тогда ещё сохраняли популярность более старые нижнеклапанные моторы с газораспределением типа SV. При большом литраже 4580 см3 мотор выдавал невысокую мощность 73 л.с., но тогда это считалось нормальным. Коробку передач грузовой «Ситроен» получил механическую, четырёхступенчатую, типичную для своего времени.

P5090135

Кабина и оперение машины привлекают внимание по-французски изящным дизайном. Грузовик спереди немного напоминает появившуюся в следующем 1934-м году популярную легковую машину серии «Траксьон аван» – в похожем стиле выполнены капот, облицовка, огромные шевроны эмблемы. При этом крылья, согнутые из почти плоского листа, смотрятся простовато, но для «рабочей лошади» вполне уместно. Характерная деталь – в фарах лампочки жёлтого цвета, соответствовавшие французским ПДД. Интересно, что двери кабины расположены под углом к продольной оси машины. Они органично продолжают линии сужающегося в сторону радиатора капота. Зато кабина вышла очень широкая и просторная, с большими для тех лет окнами и отличной обзорностью. 

Необычной геометрией отличается рама. Лонжероны не прямые по всей длине как, например, у советских грузовиков, а очень сильно выгнутые вверх над мостами. Это придаёт грузовику непривычно низкую посадку, зрительно делает его не громадным, а низким, длинным, стремительным, отлично сочетается с довольно большой колёсной базой. Помимо внешней эффектности, это ещё и практично, так как погрузочная высота платформы снижается, облегчается загрузка и выгрузка поклажи. А ровные европейские дороги позволяли не делать машину слишком высокой.

Citroen_Type_452025Type45

Во Франции многие машины выпускали долго, и особенно это относится к «Ситроенам». Грузовик 45-й модели благополучно дожил на конвейере до войны, послужив и оккупантам  и героям французского Сопротивления. В послевоенном 1948-м фирма по-прежнему предлагала на рынке те же самые довоенные 4,5-тонный грузовики. Модель 45 с разными буквенными приставками к числовому индексу фирма «Ситроен» выпускала до самого 1953 года. Для сравнения, легковой «Траксьон аван» продержался в производстве с 1934 по 1957 годы. Близкий по характеристикам 4,5-тонный автомобиль с бензиновой рядной «шестёркой» появился в СССР сразу после войны – ЗИС-150. Но он был выполнен не в европейском, а в американском и советском стиле, с упором на надёжность и практичность, а не на французскую лёгкость и изящество, которые характерны для этого самого большого из довоенных «Ситроенов».

P5090009citroen-type-45

Техническая характеристика.

 

Число мест в кабине 3
Грузоподъемность 4,5 тонны
Габаритные размеры 7040х2333х2130 мм
Колесная база 4450 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный
Рабочий объем 4580 см3
Мощность 73 л.с.
Снаряженная масса нет данных
Полная масса 7600 кг
Максимальная скорость 80 км/ч