Dodge WC 63

Внешне трехосные Dodge WC62 и Dodge WC63 с колесной формулой 6х6 отличались от своих четырехколесных собратьев Dodge WC51 и Dodge WC52 (4х4) только увеличенной габаритной длиной и наличием третьего ведущего моста. На самом деле в семействе полноприводных военных автомобилей Dodge образца 1941 года они стояли особняком, выделяясь таким важным параметром, как грузоподъемность и наличием в трансмиссии нескольких оригинальных узлов.

Все семейство полноприводных двухосных армейских автомобилей Dodge WC грузоподъемностью 750 кг строилось на практически одинаковых шасси двух модификаций - с лебедкой или без нее. В серию автомобилей без лебедки входили грузопассажирский WC51, командирский легковой WC56, штабной универсал WC53, санитарный фургон WC54, носитель артиллерийского орудия WC55. Те же кузова на шасси, отличавшейся удлиненным передним свесом и лебедкой, обозначались следующими индексами: грузопассажирский WC52 и командирский легковой WC56. Иными словами, на одинаковые шасси с одинаковыми агрегатами  монтировали - отдельным модулем - различные кузова, получая разные модификации. На головном автозаводе изготавливали стандартное шасси, а кузов монтировали специализированные кузовные фирмы.

P5090131

 

Но помимо автомобилей, рассчитанных на ¾ тонны, был в армии США спрос и на армейские транспортеры более высокого класса грузоподъемностью до 1,5 тонн. Еще в первой половине 30-х годов компания Dodge, с 1927 года являвшаяся частью концерна Chrysler, поставляла американским военным 1,5-тонные грузовики без полного привода, с колесной формулой 4х2 (Н30, К32). Когда к началу Второй мировой войны в активе у  Dodge созрела первая серия легких внедорожных грузовых шасси со всеми агрегатами полного привода собственного производства, родилась идея получить дополнительные модификации повышенной грузоподъемности, просто добавив многоцелевому внедорожному автомобилю еще один, третий ведущий мост.

Осваивать производство трехосной модификации двухосного автомобиля было намного проще и дешевле, чем проектировать дополнительную модель оригинального 1,5-тонного автомобиля. Высокая степень унификации деталей четырехколесного и шестиколесного шасси на руку заказчику в погонах: сокращается ассортимент стандартных запасных частей, военным механикам - среди которых встречаются не очень квалифицированные призывники - всегда проще иметь дело с ремонтом однотипных машин. Наконец, у военных ремонтных заводов появляется больше возможностей собрать один автомобиль из уцелевших деталей двух или нескольких поврежденных в бою машин.

dodgewc-610

Однако, добавленный третий ведущий мост и перевозка более тяжелых грузов неизбежно ведут к резкому возрастанию нагрузок на двигатель, коробку передач, раму, мосты автомобиля меньшей грузоподъемности, изначально рассчитанного на не такие серьезные нагрузки. Это усугубляется и тем, что речь идет о внедорожной армейской технике, эксплуатируемой в очень тяжелых условиях.

Семейство Dodge WC  это  тот случай, когда конструкторы изначально предусмотрели возможность создания на аналогичной агрегатной базе значительно более тяжелых модификаций, чем основная двухосная модель. Рядный шестицилиндровый двигатель Т223, четырехступенчатую коробку передач, рессоры, балки, редукторы полуоси и шарниры равных угловых скоростей, наконец ступицы колеса и шины - все эти узлы и детали у автомобилей серии WC изначально спроектировали, как говорят конструкторы, переразмеренными - обладающими значительно большим запасом мощности и прочности, чем тот, который в принципе достаточен для автомобиля данного класса.

P5090228P5090008P5090015

Третий мост всегда создает сложности - к нему нужно подавать крутящий момент либо сделав оригинальный проходной редуктор второго моста, либо отдельным карданным валом от раздаточной коробки. Трехосная схема требует отличающейся от двухосного аналога задней подвески. Эти две проблемы конструкторы Dodge решили самыми простыми и дешевыми способами.

Никакого проходного редуктора среднего моста у трехосного Dodge не было. От раздаточной коробки шли два отдельных карданных вала на два задних моста, максимально унифицированных с мостами двухосного автомобиля. Да, это потребовало разработки оригинальной раздаточной коробки, которая, в отличие от коробки двухосной машины, была не одноступенчатой, а двухступенчатой. Но задачу создания оригинальной «раздатки» сильно упростило то, что у всех Dodge WC коробка передач и раздаточная коробка не объединены в один узел, а установлены каждая в отельном картере и связаны между собой промежуточным валом. В результате, коробка передач и промежуточный вал у трехосного и двухосного Dodge остались полностью одинаковые. Трансмиссионный стояночный тормоз, установленный на раздаточной коробке, на трехосной машине действовал не на средний, а на задний мост. Никакого межосевого дифференциала между вторым и третьим мостами не предусматривалось.

 36_dodge_Page_08_Image_0007

С подвеской конструкторы тоже поступили максимально просто. Сзади у двухосного Dodge WC самая обычная рессорная подвеска: края рессор крепятся к раме, а мост висит на серединах рессор. На трехосной модификации рессоры просто перевернули вверх ногами, их середины установили на раму, а по краям навесили два моста. Чтобы ограничить перемещение мостов взад-вперед, их связали с рамой парой продольных реактивных тяг каждый. Если у двухосного Dodge рычажные амортизаторы устанавливали на все колеса, то у трехосного амортизаторов на задних мостах не было, как у более серьезного грузовика, что тоже упрощало и удешевляло шасси.

Все узлы переднего моста и его привода, передней подвески, рулевого управления, механизм раздаточной коробки у двухосных и трехосных автомобилей Dodge WC абсолютно одинаковые.

Мощный двигатель с отличной тягой на низких оборотах, передаточные числа  понижающей передачи и редукторов мостов превращали трехосный Dodge в феноменальный тягач, способный буксировать грузы массой до 6 тонн и позволяли добиться выдающейся проходимости. Низкий центр тяжести обеспечивал завидную устойчивость к опрокидыванию.

pic_35

Кузов фирмы Carryall у моделей WC62 и WC63 был практически такой же, как у двухосных WC51 и WC52, только третий мост позволил его удлинить. В результате на скамьи вдоль бортов трехосной машины могли сесть уже 10 человек, пятеро с каждой стороны. Соответственно, заметно увеличилась вместительность грузовой платформы и рундуков под лавками. Убрав тент и откинув на капот лобовое стекло, можно было не только спрятать автомобиль в высокой траве. При перевозке партий готовых машин удавалось установить один автомобиль сверху на другой.

В Красную армию трехосные Dodge были поставлены небольшими партиями в самом конце войны. Их количество было несопоставимо с масштабами поставок обычных двухосных автомобилей. Основным потребителем Dodge WC62 и WC63 оставались вооруженные силы США и стран-союзников, поэтому представленные в Музее экземпляр для нашей страны - огромная редкость.

 

Техническая характеристика

 

Число мест 10
Грузоподъемность 1500 кг
Габаритные размеры 5715х2007х2120 мм
Колесная база нет данных
Дорожный просвет 270 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Т-215
Рабочий объем 3772 см3
Мощность 92 л.с.
Снаряженная масса 3428 кг
Максимальная скорость 87 км/ч
Расход топлива нет данных