Horch 830 BL Sedan Cabriolet

PC110009

 

Экономический кризис начала 30-х для Германии завершился приходом к власти нацистов, а для фирмы Horch он ознаменовался тремя значимыми событиями. Во-первых, в 1932 году эта компания стала частью автомобилестроительного концерна Auto Union, в которую помимо Horch вошли Audi, Wanderer и DKW. Во-вторых, в совет директоров фирмы Horch вернулся постаревший Август Хорьх. В-третьих, на главном в Германии Берлинском автосалоне в 1933 году появилась новая серия моделей Horch 830, ставшая первым в Европе автомобилем с V-образным 8-цилиндровым двигателем.

В структуре концерна Auto Union каждой марке отводилась своя рыночная ниша. Так DKW производил очень дешевые малолитражные «народные» автомобили и мотоциклы. Марку Wanderer носили автомобили среднего класса и более солидные мотоциклы, чем DKW. В свою очередь Audi выпускал только автомобили, стоявшие на ступень выше, чем Wanderer. Наконец, марка Horch венчала собой весь модельный ряд. Ее носили самые престижные представительские и спортивные автомобили, а также некоторые специальные модели, предназначенные для армии.

В 30-е годы в модельный ряд автомобилей Horch входили более престижные, чем 830-я, серии: 853, 950, 951. В то же время выпускались автомобили Horch, по классу занимавшие место ниже 830-х - серия 930, на которой применялись кузова, унифицированные с «младшими» марками Audi и Wanderer. Гражданские версии модели 830 уже к середине 30-х получили независимую подвеску всех колес - переднюю на поперечной рессоре, заднюю - на двух продольных рессорах. Тормоза были прогрессивные для 30-х годов с гидравлическим, а не механическим приводом. В 1935 году появились машины 830 с индексом BL, обозначавшим удлиненную с 3200 до 3500 мм колесную базу. За годы выпуска автомобили Horch 830 оснащались четырьмя основными модификациями V-образного двигателя. В первые годы предлагалось два мотора - 3004 см3 70 л.с. и 3492 см3 75 л.с. В 1937 году к ним добавился более мощный 3517 см3 82 л.с. и, наконец, в 1938-м появился самый солидный двигатель 3823 см3 92 л.с.

 

Не очень высокий, на первый взгляд, показатель мощности компенсировался высоким крутящим моментом на низких оборотах, необходимым для уверенного разгона тяжелого автомобиля. Существовали варианты с одним и двумя карбюраторами. Интересной особенностью трансмиссии Horch 830 можно считать коробку передач ZF с планетарным механизмом повышающих передач, который в США зовут «овердрайвом». В результате, при штатных четырех передачах, автомобиль получал целых 8 передач переднего хода.

horch_830_bl_cabriolet_1Хорьх 100horch_830_bl_cabriolet_3

 

 

 

25 июля 1937 года в торжественной обстановке с украшенного нацистскими знаменами конвейера в Цвиккау сошел 25-тысячный Horch с восьмицилиндровым двигателем, правда, боле дорогой модели 853. На шасси 830, 830BK и 830BL устанавливали различные кузова, как стандартные, выпущенные самой фирмой Horch так и заказные, изготовленные другими производителями.

Словосочетанием Sedan-Cabriolet обозначался четырехдверный открытый кузов. Более распространенными оставались двухдверные открытые машины - просто Cabriolet. Интересная особенность - обе двери каждого борта навешивались на центральные стойки кузова, в результате - передняя открывалась против хода, а задняя - по ходу машины. На сами стойки приходились существенные динамические нагрузки, так как им приходилось нести на себе длинные, тяжелые, постоянно открываемые и закрываемые двери. Если у закрытых кузовов стойки имели вторую точку опоры о крышу, то у кабриолета вторая опора отсутствовала. Кузов Horch типа Sedan-Cabriolet не имел также никакой перегородки за передним сиденьем, или какого либо иного поперечного усилителя, который связал бы правую и левую центральные стойки между собой.

Хорьх 103horchХорьх 101

В машине было только два ряда сидений - переднее и заднее, как у обычного седана. Никаких страпонтенов не было. Водитель и пассажир сидели на раздельных мягких креслах, а не на общем диване, как в большинстве автомобилей 30-х. Задний диван располагался на таком удалении от переднего сиденья, чтобы у пассажиров оставалось достаточно места для ног. С точки зрения компоновки, исключение промежуточного ряда страпонтенов позволило подвинуть заднее сиденье вперед и разместить в задней части кузова небольшой выступающий багажник. Запасных колес по моде 30-х было два, и располагались они на передних крыльях вдоль капота. Вентиляция кузова получилась максимальная - нижний край лобового стекла поднимался вверх, четыре боковых дверных стекла опускались целиком вместе с металлическими рамками и безо всяких форточек. Сиденья и карты дверей обшивались только кожей, а не тканями. Если владельцы машины не успеют поднять тент под начавшимся дождем, обивка салона насквозь не промокнет. У складного тента были деревянный каркас и характерные для кабриолетов первых десятилетий ХХ века боковые «циркули». Открытые машины с удобным доступом через отдельные двери на переднее и заднее сиденья пользовались большим спросом у состоятельных покупателей в Германии 30-х годов.  

 

Хорьх_1691

 

В период Второй мировой войны немало машин Horch высокого класса было мобилизовано у частных владельцев для обслуживания командования Вермахта. Значительное количество автомобилей этой марки захвачено Красной армией в виде трофеев. Кабриолеты в центральных областях РСФСР реже, чем седаны и лимузины, использовались в качестве служебных машин. Их распределяли в южные области Украины, Крым, республики Кавказа и Средней Азии. Условия эксплуатации транспорта там были жестче, чем в Москве и Ленинграде: хуже дороги, менее доступны качественные горюче-смазочные материалы. Поэтому, кабриолеты быстрее, чем закрытые машины, приходили в негодность. К 70-м годам исчезающие экземпляры таких автомобилей заинтересовали первых в СССР коллекционеров ретро-автомобилей из республик Прибалтики, которые скупали их по всей стране. В современной России Horch с открытым кузовом стал огромной редкостью.

 

В музее представлен экземпляр, ожидающий реставрации, но сохранивший «родные» кузовное «железо», обивку, тент, узлы ходовой части.

 

 

Техническая характеристика.

Число мест 5
Габаритные размеры нет данных
Колесная база , мм
3350
Двигатель Бензиновый карбюраторный, восьмицилиндровый V-образный
Рабочий объем 3492 см3
Мощность 82 л.с. при 2800 об/мин
Снаряженная масса 1950 кг
Максимальная скорость 125 км/ч
Расход топлива 18 л/100 км