К-750

PB150157  


Тяжелый мотоцикл К-750 появился в результате модернизации знаменитого мотоцикла времен Великой Отечественной войны М-72.

       Изначально М-72 планировали выпускать на заводах  Москвы, Ленинграда и Харькова. Вероятно, буква М как раз означала Московский велосипедный завод, расположенный в районе Кожухово в южной части столицы.  С началом войны заводы пришлось эвакуировать. Московский - в уральский Ирбит, ленинградский и харьковский - в Горький. В результате, на территории завода «Красная Этна» возник Горьковский мотоциклетный завод. Он успешно выпускал М-72 в конце войны и первые годы после Победы. Но в 1949 году правительство приняло решение перепрофилировать Горьковский мотоциклетный завод, а выпуск необходимых стране М-72 передать в Киев.

       С 1945 года в столице Украины работал мотоциклетный завод на Кагатной улице. Он выпускал легкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин» класса 125 м3, клон немецкого Wanderer. Этой моделью решили пожертвовать ради бывшего горьковского М-72. Однако перестройка производства заняла несколько лет. Первые тяжелые мотоциклы сошли с киевского конвейера в 1951-м году, но их собирали из привозных деталей. Сначала из запаса горьковских, а когда он закончился - из ирбитских, причем параллельно со сборкой последних партий «киевлян». К 1955 году удалось освоить полный цикл производства, но созданный еще до войны М-72 к тому времени устарел окончательно.

К-750 архив (2) К-750 архив (1)

        Результатом поэтапной модернизации мотоцикла стала новая модель К-750 1958 года, оригинальная киевская разработка, не являвшаяся копией мотоциклов «Ур ал», полученных путем отдельной модернизации М-72, осуществленной в Ирбите. В результате,  в стране получилось два независимых производителя тяжелых мотоциклов одного класса. Чтобы снизить конкуренцию, плановые органы старались распределять и продавать киевские мотоциклы в европейской части страны, а ирбитские - за Уралом.

      Двигатель К-750 оснастили новыми головками цилиндров: изменилась форма ребер и выросла степень сжатия. Иной стала передняя крышка двигателя с сапуном. На поршне появилось по два маслосъемных кольца, для лучшего охлаждения на масляном картере сделаны ребра. Подвеска заднего колеса стала маятниковой,  пружинной, с телескопическими гидравлическими амортизаторами, которые отсутствовали на М-72 и его модификациях. Наконец, К-750 отличался от предшественника новой коляской с пружинной (не торсионной) подвеской колеса и гидравлическим амортизатором.

       В 1963 году появился модернизированный К-750М. На части машин внедрили автомат опережения зажигания и бумажный элемент в воздушном фильтре. Вместо коробки передач типа М-72,  стала устанавливаться модернизированная, изменилась и передняя вилка: она отличалась гидравлическими амортизаторами двойного действия и увеличенным ходом колеса.

     Мотоциклы К-750 широко использовались в милиции. 50-60-е годы  были временем массового использования мотоциклов с коляской в качестве патрульного транспорта. Милицейский К-750 снимался в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». На нем инспектор ГАИ, которого играет Георгий Жженов, преследует «Волгу» Юрия Деточкина, а перед этим - заводит сам мотоцикл с буксира при помощи той же самой «Волги»: «Со старым аккумулятором - это не жизнь».

        Мотоциклы К-750 встречались у частных владельцев еще в 60-е годы, но немало их было списано из армии и милиции и «приватизировано» в 70-х. В настоящее время встречается достаточно часто. В Музее представлен отреставрированный К-750.

Техническая характеристика

Число мест 2-3
Габаритные размеры 2400х1600х1060 мм (с боковым прицепом)
Ширина и колея с коляской 1700х1110 мм
Колесная база 1450 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, нижнеклапанный
Рабочий объем 746 м3
Мощность 26 при 2900 об/мин
Сухая масса 315 кг
Максимальная скорость 95 км/ч
Средний расход топлива 7 л/100км