Москвич-407

SS850083.JPG 

В Советском Союзе 60-х годов семейство автомобилей, в которое входили базовые модели «Москвич-402», «Москвич-407», «Москвич-403» и их модификации было второй по массовости и популярности после «Волги» ГАЗ-21 легковой машиной.

С самого начала 50-х годов конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей планировали заменить послевоенную серию моделей «Москвич-400/420» и «Москвич-401» более вместительным, мощным и комфортабельным автомобилем. Но основные конструкторские работы и испытания прототипов нового «Москвича» пришлись на 1953-1955 годы. Сотрудники Бюро общей компоновки и Бюро кузовов МЗМА Б.Д.Кирсанов, Л.И.Белкин, С.Н.Лобов, С.Д.Чуразов и их коллеги наметили основные параметры будущего автомобиля, создали несколько вариантов внешнего дизайна кузова. Однако для того, чтобы продумать все мелочи конструкции и технологии производства новой машины им понадобилась помощь более опытных коллег с ГАЗа. Работники МЗМА целыми группами человек по 50 ездили в командировки в Горький стажироваться на ГАЗе. В результате, силами конструкторско-экспериментальных отделов двух заводов к началу 1956 года был разработан «Москвич» второго поколения - практически полностью отечественный автомобиль.

В апреле 1956 года МЗМА без остановки производства заменил базовую модель «Москвич-401» на «Москвич-402». Первые покупатели нового «Москвича» оценили отличную для своего времени обзорность, просторный, почти как у «Победы», салон с отопителем, обогревом лобового стекла и радиоприемником, удобный выступающий багажник. Но у первого варианта нового «Москвича» оставался компромиссный нижнеклапанный двигатель, фактически взятый от прежней модели, только с увеличенным рабочим объемом, измененным расположением помпы и генератора. По динамике «Москвич-402» проигрывал «Победе», что, правда, не мешало начинающим спортсменам на новых 402-х в первых союзных ралли успешно противостоять тем, кто выступал на тех же «Победах», 401-х «Москвичах» и даже на первых «Волгах» ГАЗ-21Г, у которых тоже были старые нижнеклапанные моторы.


На протяжении 50-х годов конструкторы-двигателисты МЗМА И.И.Окунев, И.А.Гладилин, Я.В.Горячий и другие активно работали над верхнеклапанными двигателями различных модификаций: 404, 405, 406. Но возможностям станочного парка завода соответствовал мотор с индексом 407, который и дал название второму, наиболее массовому, варианту базовой модели автомобиля. Двигатель получил алюминиевую головку цилиндров с выстроенными в ряд клапанами, клиновидную камеру сгорания, обогрев впускного коллектора. Диаметр цилиндра расширили до максимального размера, которого можно было добиться, не меняя расстояния между центрами цилиндров старого блока. В результате, рабочий объем достиг 1358 см3. С новой моделью однокамерного карбюратора К-59 двигатель выдавал скромные 45 л.с.

В серийное производство двигатель модели 407 завод внедрил в мае 1958 года. Его просто стали устанавливать на автомобили, больше ничем не отличавшиеся от модели 402, но уже носившие новый индекс «Москвич-407». До июля «Москвичи» с нижнеклапанными и верхнеклапанными моторами собирали параллельно. Чтобы новую модель можно было отличить визуально, художники-конструкторы предложили несколько недорогих в производстве, зато эффектных мелких деталей внешнего декора: молдинг вдоль боковины, новую декоративную гребенку на заднюю дверь и надпись отдельными буквами МОСКВИЧ на капоте.


«Москвич-407» за годы своего выпуска получил еще два важных изменения агрегатов. В конце 1959 года с конвейера пошла 4-ступенчатая коробка передач, созданная под руководством Л.И.Сморгонского и заменившая прежнюю 3-ступенчатую. Схема работы рычага переключения передач у новой коробки отличалась от схемы работы 3-ступенчатых коробок прежних советских машин настолько, что водителям пришлось менять привычки. А чтобы любой человек, сев за руль «Москвича», мог легко определить тип установленной на данной машине коробки, рычаг переключения передач 4-ступенчатой коробки сделали новый, не прямой, а изогнутый. Вторым новшеством «Москвича-407» стал гипоидный редуктор заднего моста, ставший серийным в 1960 году.

Новые агрегаты изменили технические параметры и ездовые качества автомобиля. При этом некоторые мелкие дешевые в производстве второстепенные детали придали поздним выпускам «Москвича-407» заметные внешние отличия от одноименных машин ранних серий. Так в 1959 году появились новые бамперы и спинки передних сидений. В начале 1960 года автомобиль заметно изменился спереди: облицовку от 402-го в виде бруса с шаром сменила декоративная решетка. Одновременно появились задние фонари с двумя рассеивателями вместо трех, дополненные круглым стеклышком-катафотом. Наконец, в 1961-м с бамперов убрали клыки, заменив их вертикальными накладками. При этом никаких изменений кузова не происходило - только на крыльях сверлили больше отверстий под крепеж.


В конце 1962 года с конвейера МЗМА пошел новый автомобиль с кузовом той же серии «Москвич-403».  Он отличался новой  передней подвеской, рулевым управлением и педальным узлом. В течение 1963 года «Москвичи-407» продолжали выпускать параллельно, в убывающих масштабах. Внешне поздняя модификация модели 407 и базовый вариант модели 403 почти не отличались друг от друга, только через окно можно было заметить различную форму рулевых баранок, а еще у «Москвича-403» под лобовым стеклом появилась форсунка омывателя.


Тем не менее, «Москвич-407» вошел в историю, как основная и наиболее популярная модель семейства. «Москвич-402» за счет старого двигателя, считается переходным вариантом от прежнего семейства «Москвич-401». А «Москвич-403» с новой передней подвеской и механизмами управления наоборот - переходная модель к последующей серии автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412». В общей сложности под индексом 407 с конвейера сошло 295-296 тысяч «Москвичей». Именно с этой модели начались массовый экспорт машин этой марки и успехи заводской гоночной команды в международных ралли. Правда, «увлечение» экспортом создало острый дефицит автомобилей на внутреннем рынке СССР.


До наших дней сохранились десятки тысяч автомобилей «Москвич-407» разных модификаций. В Музее представлен автомобиль позднего выпуска 1962 года, с полным объемом модернизации данной модели, редко применявшегося на конвейере розового цвета. Машина прошла полную реставрацию, соответствующую международным нормам восстановления классических автомобилей послевоенного периода.

 

Техническая характеристика.

Число мест  4
Габариты мм  4055х1540х1560
Колесная база мм  2370
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный МЗМА-407
Рабочий объем  1358 см3
Мощность  45 л.с. при 4500 об/мин
Масса в снаряженном состоянии кг  990 кг
Максимальная скорость  115 км/ч
Расход топлива.  7 л/100 км