ЗИЛ-ПЭУ-1

PB130063

Эта машина стала первым серийным специальным транспортным средством для поиска приземлившихся спускаемых аппаратов космических кораблей.  В случае,  если это пилотируемые корабли, то и  для спасения членов их экипажей. За встречу на Земле вернувшихся с орбиты космонавтов в советское время отвечало командование Военно-воздушных сил. По инициативе С.П. Королева руководство ВВС в 1964 году выдало Специальному конструкторскому бюро ЗИЛа задание разработать поисково-спасательный автомобиль, сочетающий в себе абсолютную проходимости и авиатранспортабельность. 29 декабря 1964 года заместитель Главнокомандующего ВВС по вооружению утвердил тактико-технические требования к такой машине. В  начале 1965 года было сформулировано техническое задание. Острую необходимость выпуска универсальных спасательных машин подчеркнула аварийная посадка корабля «Восход-2» с космонавтами П.И.Беляевым и А.А. Леоновым 19 марта 1965 года. Система посадки вышла из строя, и спускаемый аппарат приземлился не в расчетном месте, а в труднопроходимом таежном районе. Космонавты ждали помощи двое суток.

Первый рабочий экземпляр машины ПЭУ был построен только летом 1966 года. Работы над ней возглавлял Ведущий конструктор Г.И. Хованский. Новинку принимала правительственная комиссия, в состав которой входили космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов.


Первое поисковое транспортное средство конструкторы СКБ выполнили в виде классического автомобиля-амфибии со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом, похожим на лодку. В конструкторском бюро уже был накоплен опыт постройки и испытаний амфибий - первых опытных машин 135-й серии: ЗИЛ-135 и ЗИЛ-135Б, амфибии-гиганта «Дельфин» ЗИЛ-135П. Поисковая амфибия должна была стать компактной, чтобы она могла входить в грузовые отсеки транспортных самолетов, на суше и воде ей требовалось перевозить груз массой до 3 тонн. Для такой машины хватало мощности и крутящего момента одного двигателя ЗИЛ-375. Схему шасси выбрали трехосную с равно расположенными по базе мостами, также опробованную на целом ряде опытных вездеходов.


Коробку передач выбрали гидромеханическую,  планетарного типа. В.А.Грачев считал, что  такая автоматическая коробка, в отличие от обычной механической, плавно, без рывков передает крутящий момент и является оптимальной для вездеходов. Небольшой объем выпуска поисковых транспортных средств позволял изготавливать автоматические коробки высокого качества в необходимом количестве. Раздаточная коробка с помощью симметричного дифференциала передавала крутящий момент поровну между колесами левого и правого бортов. Для тяжелых условий движения предусматривалась блокировка дифференциала. Отдельные для каждого борта карданные валы передавали крутящий момент к колесным редукторам. Эти редукторы были совмещены со ступицами колес для повышения дорожного просвета (так же, к примеру, сделано на «военных» мостах УАЗ-469, в отличие от «гражданских» безредукторных мостов УАЗ-469Б). Чтобы обеспечить амфибии необходимую маневренность, управляемыми сделали колеса переднего и заднего мостов.

Компоновка машины построена так: впереди - кабина на четырех человек , с устанавливаемыми поперечно позади спинок сидений,  носилками. За ней - моторный отсек. За кожухом моторного отсека устанавливалась стрела крана с вылетом 4910 мм. Позади крана - ложемент для спускаемого аппарата.

Кран не поворачивался вокруг своей оси. Машина с очень коротким задним свесом подъезжала или подплывала задним ходом к спускаемому аппарату, а выступающая  за задний габарит кузова стрела крана использовалась для подъема космического корабля и погрузки на специальный круглый ложемент.

Применение стеклопластика для кузова и алюминиевых профилей для шасси и ложемента позволило сделать первый ПЭУ достаточно легким. Доступ водителя и пассажиров в кабину осуществлялся через откидываемый назад колпак остекленного фонаря. В стандартное оборудование входили: две радиостанции Р-855У, спасательная лодка, надувной пояс, буксировочный строп, багор, лопата, топор, ручная пила, бензопила «Дружба», огнетушитель.

Испытания первых машин ПЭУ-1 прошли успешно, эта модель была принята на вооружение спасательной службы ВВС. В 1972 году на той же самой базе была создана пассажирская модификация ПЭУ-1М. У нее - вместо крановой установки и ложемента - был сделан салон для 7 человек и одного места на носилках. Таким образом, сформировался спасательный комплекс из двух автомобилей - грузового с краном и пассажирского. Спасатели так и прозвали эти машины: «Кран» и «Салон». В 1974 году появилась модификация крановой машины ПЭУ-1Б для эвакуации спускаемых аппаратов кораблей новых типов. Она отличалась более длинной (5500 мм) стрелой крана и ложементом,  измененным с учетом формы корпуса новых космических кораблей.  Машины серии ПЭУ-1 строили до 1979 года.


Опыт производства и эксплуатации комплекса ПЭУ-1 позволил создать более совершенный поисково-спасательный комплекс следующего поколения «Синяя птица», изначально спроектированный в виде модификаций «Кран» ЗИЛ-4906 и «Салон» ЗИЛ-49061. 

 

Техническая характеристика

 

Экипаж 4 человека
Грузоподъемность 3000 кг
Габаритные размеры 8400х2582х2500 мм
Длина и высота с краном 9618х3765 мм
Колесная база 2500+2500 мм
Колея 2156 мм
Дорожный просвет 560 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-375
Рабочий объем 6 л
Мощность 180 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса 8170 кг
Полная масса 11720 кг
Максимальная скорость 68 км/ч (по суше) 6,3 км/ч (по воде)
Расход топлива 65 л/100 км