Повозка MG-Wagen с зенитной установкой Zwillingssockel-36

205677071

 

 

Словосочетание «гужевая повозка» или  «конная повозка» прочно ассоциируется со старинной телегой на деревянных колёсах, цепляемой к лошади палками-оглоблями. Зенитная повозка MG-Wagen, «немецкая тачанка» – тоже конный экипаж, гужевая повозка, потому что рассчитана она на буксировку парой лошадей. Только появилась она в Германии в 30-х годах в эпоху давно и хорошо развитого автомобилестроения, поэтому её конструкция соответствует эпохе моторных транспортных средств.

 

205677076   205677073   205677075

 

Фото Юрия Пашолока.

Повозка MG-Wagen представляет собой  прицепное транспортное средство, предназначенное для мобильной зенитной установки с парой пулемётов MG. Её основные узлы – ось с двумя колёсами, кузов и дышло. Всё это изготовлено по «автомобильным» технологиям. Прежде всего, повозка – цельнометаллическая, в ней нет деревянных деталей, без которых немыслим классический конный экипаж. Открытый кузов из стального листа похож на бортовую платформу небольшого пикапа. Он не сварной, а клёпаный  что в 30-40-е  годы считалось более дешёвым в производстве.  Единственная ось не имеет подвески, а жестко крепится к кузову. Колёса – автомобильные, от небольшого малотоннажного грузовика. Стальные диски типичной для машин  20-30-х годов  формы - с креплением шин запорными кольцами - сами покрышки узкого профиля 6,00-20. Такие устанавливали на грузовички и пикапы грузоподъёмностью 1-1,5 т. Интересно, что ступицы оснащены самыми настоящими барабанными тормозами с механическим приводом.  Сидящий в повозке человек тормозит при помощи расположенного на правом борту рычага с рукояткой от стояночного ручного тормоза. Такая конструкция рычага обычна для стояночных тормозов автомобилей, выпускавшихся в 20-40-е годы. Дышло повозки – штампованное,  с креплением к тягово-сцепному устройству (ТСУ) на конце. Оно позволяет зацепить повозку за орудийный передок, в который запрягаются лошади. 

Однако конструкция ТСУ вполне позволяет зацепить ту же повозку за фаркоп моторного тягача – автомобиля, трактора, гусеничной военной машины. Буксировать  MG-Wagen могут и некоторые  виды мототранспорта, распространённые в германских войсках. Например, полугусеничный тягач NSU Kettenkraftrad или внедорожный мотоцикл с коляской BMW R75 Sahara. И в таком случае MG-Wagen уже можно рассматривать, как типичный автоприцеп, изделие, относящееся не к гужевому, а к автомобильному транспорту. Во время стоянки или боя устойчивость повозки на двух колёсах обеспечивают две складные стойки, расположенные одна впереди, другая сзади кузова.

Вооружением, установленным на этой металлической телеге, была спаренная зенитная пулеметная установка Lafette 36 или Zwillingssockel 36. Её широко применяли германские войска противовоздушной обороны ПВО. Бойцу, вооружённому двумя мощными пулемётами MG.34, требовалось обеспечить возможность вести обстрел по кругу и с большим диапазоном углов возвышения. Зенитная тренога, на которой находились пулемёты, как раз обеспечивала углы возвышения от -14 до +73 градусов и высоту линии огня от 360 до 1800 метров. Иначе говоря, немецкий зенитчик обладал возможностью поражать советские  самолёты, летевшие на высоте без малого 2 км. На тумбовой опоре Lafette 36 крепился верхний станок с сидением стрелка и рамой, на которой крепились два пулемета. Под рукой находились патронные коробки с лентами на 150 патронов и рукоятки управления. У пулеметов был единый спуск, на кронштейне крепился кольцевой зенитный прицел. Вся установка имела углы возвышения от -10 до +90 градусов. Темп стрельбы достигал 800-900 выстрелов в минуту. Боевая скорострельность короткими очередями составляла 120-150 выстрелов, а длинными очередями - 400-400 выстрелов за минуту. 

 

 Техническая характеристика.

Расчет 3 человека
Размеры (без пулеметной установки) 3000х1770х1270 мм
Колея 1400 мм
Боевая масса нет данных