Studebaker US6 c установкой залпового огня БМ-13

P5090007

 

«Катюша» – народное название реактивных систем залпового огня БМ-13, принятых на вооружение реактивной артиллерии в 1941 году. Это грозное орудие, наводившее ужас на немецко-фашистских захватчиков, по праву считается одним из главных символов нашей Великой Победы.

Многозарядность реактивной системы залпового огня (РСЗО) определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

Установка БМ-13 разрабатывалась  как высокомобильная,  и неотъемлемой её частью являлся грузовой автомобиль грузоподъёмностью 4-5 тонн, на который она устанавливалась. В качестве носителя вооружения мог использоваться только трёхосный грузовик, так как наличие двух мостов сзади обеспечивало установке необъодимую устойчивость во время стрельбы. Также БМ-13 могли монтироваться на гусеничные шасси, но такие машины получили значительно меньшее распространение, чем колёсные.

Первые выпуски «Катюш» устанавливали на шасси популярных в довоенное время советских автомобилей ЗИС-6. С началом войны - из-за эвакуации московского Завода имени Сталина (МосЗИС) в Ульяновск и Миасс - выпуск шасси ЗИС-6 прекратился, на конвейере остались только двухосные автомобили ЗИС-5, не годившиеся для установки БМ-13.

 

Однако в собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Поэтому проблему новых шасси для «Катюш» полностью решили поставки по Ленд-Лизу американских грузовиков Studebaker US6, начавшиеся в 1942 году. Разработанный не в начале 30-х, а на 10 лет позднее Studebaker обладал целым рядом преимуществ перед ЗИС-6. Прежде всего, он был полноприводным (6х6), и по проходимости существенно превосходил ЗИС, у которого передний мост не был ведущий (колёсная формула 6х4). Также, заокеанский автомобиль выигрывал по скоростным качествам и топливной экономичности.  

Копия 05   3e   Копия DSC_0301

Выпуск БМ-13 на шасси Studebaker продолжался до самого конца войны. Всего по 1945 год произведено около 197 тысяч установок, из них около 100 тысяч – на шасси Studebaker. Отечественный автомобиль, сумевший заменить в качестве носителя БМ-13 американское шасси, появился только в 1947 году – новый ЗИС-151. В послевоенные десятилетия модификации БМ-13, а также последующие модели установок залпового огня БМ-14 и БМ-21 «Град» монтировали на машины ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.

Боевой расчёт 5-7 чел.
Габаритные размеры нет данных
Колёсная база 3561мм (передняя - средняя ось), 1118 мм (задняя тележка)
Дорожный просвет 248 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный.
Рабочий объём 5242 см3
Мощность 95 л.с. при 2500 об/мин
Снаряжённая масса установки 6200 кг
Максимальная скорость 70 км/ч
Расход топлива Более 38 л/100 км
Калибр 132 мм
Масса снаряда 42,3 кг
Дальность стрельбы 8,5 км.
Время производства залпа 7-10 сек.