Танк Ха-го (Япония)

P6220122 九五式

 

По-японски название этого танка пишется: 九五式.

 

«Ха-Го» - он же «Тип 95» - это лёгкий японский танк 30-х годов. Его разрабатывала знаменитая машиностроительная компания «Мицубиси» (Mitsubishi), с 1917 года выпускавшая автомобили. «Девяносто пятый» танк спроектирован в 1933-1934 годах для сопровождения механизированных кавалерийских соединений. Серийно его выпускали с 1936 по 1943 год несколько различных фирм. Помимо самой «Мицубиси», производством «Ха-Го» занимались «Ниигата Тэккосё», «Кобэ Сэйкосё», «Дова Дзидося» и арсенал Кокура («Кокура Рикугун Дзёхэйсё»).

780  pic_85  ha-go_6

Первые два прототипа «Мицубиси» подвергались всесторонним испытаниям и доработкам в 1934-1935 годах. В первые два года «Ха-го» выпускали малыми сериями, и только с 1939-го года развернулось массовое производство. К тому времени уже был готов более современный легкий танк «Ке-ни». Но командование продолжало заказывать промышленникам надежные проверенные, устраивавшие всех «Ха-го» – держать на вооружении несколько типов легких танков считалось нерациональным. Массовый переход к производству «Ке-ни» начался только в 1942 году.

 

P6220097   P6220098   P6220100

 

Компоновка «Ха-го» была следующая: дизельный рядный 6-ти цилиндровый двухтактный  двигатель "Мицубиси" NVD 6120 воздушного охлаждения,  мощностью 120 л.с.  при 180 об/мин.  располагался сзади, а за ним располагались  вентиляторы, маслорадиатор, масляный и топливный бак.  С переди находились агрегаты трансмиссии. Соответственно, ведущая звездочка – передняя.  Коробка передач – механическая четырехступенчатая, крутящий момент к передним ведущим звездочкам передавал «автомобильный» карданный вал. Конические шестерни соединяли его с валами бортовых фрикционов. Бортовые редукторы были одноступенчатые.

Ходовая часть танка выполнялась по стандартной для японских танков конструкции Т. Хара. Четыре опорных катка с каждой стороны корпуса были сгруппированы по два на качающихся балансирах, при помощи системы из Г-образных рычагов и тяг, соединённых с цилиндрическими спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса. Несмотря на удачную конструкцию такой подвески, отсутствие амортизаторов сводило на нет большинство её достоинств. Так как амортизаторов не было, плавностью хода танк не отличался. В результате вести прицельную стрельбу с хода оказалось практически невозможно. Очень тяжело было стрелять и во время коротких остановок – корпус после торможения подолгу раскачивался. Гусеницы на «Ха-го» применяли стальные мелкозвенчатые, с открытым шарниром и одним гребнем, каждая из 97 траков с шагом 95 мм и шириной 250 мм, зацепление гусениц – цевочное.

 

P6220107   P6220108   P6220110 

 

Отделение управления в компактном корпусе объединено с боевым. Следует обратить особое внимание, что место механика-водителя расположено с правой стороны бронекорпуса – в точности, как на японских автомобилях с правым рулем. Экипаж состоял из трёх человек. Первым был механик-водитель. Вторым – техник-стрелок. Он обслуживал двигатель и вел огонь из пулемёта. На машинах, оснащенных радиостанцией, на техника-стрелка возлагались также обязанности радиста. Третьим был командир, он выполнял также роль наводчика-заряжающего. На большинстве танков внешняя связь осуществлялась с помощью сигнальных флажков, лишь на командирские машины ставили радиостанцию с поручневой антенной. В конце войны  некоторые «Ха-Го» оснащали коротковолновыми  радиостанциями со штыревой антенной.

 Копия Изображение2года музею 044

 

Основным вооружением танка в первые годы служила 37-мм танковая пушка «Тип 94». Длина ствола орудия составляла 36,7 калибров, полная длина орудия – 1587 мм, масса – 138 кг. Его бронебойный снаряд массой 0,67 кг на дистанции 300 м пробивал броню толщиной до 35 мм.  Пушка оснащалась полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором, противооткатные механизмы состояли из гидравлического тормоза отката с пружинным накатником.

 

Пушка крепилась в башне на вертикальных и горизонтальных цапфах, что позволяло качать ее как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Таким образом, грубая наводка осуществлялась поворотом башни, а точная – поворотом пушки. Какие-либо механизмы вертикальной наводки отсутствовали, наводить пушку на цель приходилось при помощи специального плечевого упора. Боекомплект орудия составлял 75 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. С 1938 года танки «Ха-Го» перевооружали более мощными 37-мм пушками «Тип 97», которые позволяли выпустить снаряд с более высокой начальной скоростью – 675, а не 575 м/с.

Копия IMG_3467

Помимо пушки, в вооружение танка входили два 6,5-мм пулемёта «Тип 91», танковой модификации пулемёта «Тип 11». С 1938 года, в связи со сменой ружейно-пулемётного калибра в японской армии, их заменяли на 7,7-мм пулемёты «Тип 97». Один пулемёт размещался справа в задней части башни, другой устанавливался в выступающей рубке в передней части корпуса. Установку пулемётов «Ха-го» в литературе часто называют шаровой. На самом деле пулемёты ставили на вертикальные и горизонтальные цапфы, прикрытые шаровым щитом. Такие установки позволяли наводить пулемёт в пределах ±35 градусов в горизонтальной плоскости и ±25 градусов в вертикальной. Пулемёты снабжались оптическими прицелами с пятикратным увеличением, выступающая часть ствола закрывалась бронекожухом.

На некоторые танки дополнительно ставили зенитный пулемёт «Тип 91» или «Тип 97», крепившийся на деревянной скобе или металлическом кронштейне на крыше башни, правее командирской башенки. Стандартный боекомплект составлял 3300 патронов в магазинах по 50 (для пулемётов «Тип 91») или 30 («Тип 97») патронов. Во время войны  танки начали комплектовать  дымовыми гранатомётами «Тип 99»: от одного до четырёх в верхней части башни.

 

 

P6220111P6220125

 

В Японии - во второй половине 1930-х годов - по штатному расписанию в состав танкового полка входили: 1.Штабная рота с танковым взводом (5 средних танков Тип 89), 2. Четыре роты средних танков по три взвода в каждой (45 танков), 3. Резервная рота лёгких танков (15 танков), 4. Разведывательный взвод (5 малых танков Тип 94)

На практике, из-за нехватки средних танков,  существовали как полки  вооружённые танками Тип 89, так и полки, в которых в роли средних танков стояли «Ха-Го». Организационная структура танковых подразделений постоянно изменялась.  В 1941 году рота средних танков стала состоять из трёх взводов средних танков - по 5  в каждом,  и взвода лёгких танков из 4 машин. На практике  состав полка мог быть самым разнообразным, поскольку штатное расписание не выполнялось никогда. Все японские танковые полки были в разной степени недоукомплектованы. Встречались как перевооружённые новыми средними танками «Чи-Ха», так и сохранявшие старые машины Тип 89 или укомплектованные полностью «Ха-Го» полки.

В кавалерийских бригадах «Ха-Го» входили в состав лёгких танковых батальонов, включавших в себя две роты лёгких танков (33 танка) и резервный танковый взвод из 6 танков. Также по одной роте танков (9 машин) имелось в составе пехотных дивизий и дивизий морской пехоты.

 

Танки «Ха-го» участвовали в боях в Китае, Монголии, Сингапуре, Бирме, на Филлипинах и различных островах Тихого океана.

Серьёзным боевым испытанием для танков «Ха-Го» стало столкновение Квантунской армии с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол в 1939 году. Механизированная бригада в составе 3-го и 4-го танковых полков имела в своём составе 35 танков типа «Ха-Го», организованных в три линейных и одну резервную роту в составе 4-го танкового полка. Японские танки не выдержали сопротивления войск Красной армии, применявших советские танки БТ-5, 45-миллиметровые противотанковые пушки и даже бронеавтомобили БА-10. Из 44 танков японцы потеряли 41.

 

В ходе наступления Красной Армии в Маньчжурии в августе 1945 года многочисленные японские танки никак себя не проявили и большей частью были захвачены советскими войсками прямо в парках частей. Принять участие в активных боевых действиях довелось лишь 25-ти  «Ха-Го» 11-го танкового полка, располагавшегося на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды.

Именно на острове Шумшу у южной оконечности Камчатки был найден поисковиками данный танк.

 

 

 

 

 

Экипаж 3 человека
Габаритные размеры 4380х2060х2280 мм
Дорожный просвет 400 мм
Толщина брони 12 мм
Двигатель дизельный, рядный, шестицилиндровый, воздушного охлаждения
Рабочий объем нет данных
Мощность 110 л.с.
Боевая масса 7,4 тонны
Максимальная скорость 45 км/ч
Запас хода по шоссе/пересеченной местности 250/210 км
Вооружение 37 мм-пушка