Внедорожные автомобили СКБ В.А. Грачева

Виталий Андреевич Грачев - один из самых известных советских автомобильных конструкторов, создатель школы проектирования внедорожных и полноприводных автомобилей в нашей стране. В 20-е годы учился в Томском политехническом институте. В 1932 году пришел работать на только что построенный в Горьком автозавод ГАЗ. В 30-е годы разрабатывал трехосные автомобили повышенной проходимости: ГАЗ-ААА, ГАЗ-АААА, ГАЗ-21. К 1938 году, оценив бесперспективность идеи повышения проходимости за счет добавления третьего моста, убедил руководство автомобильной промышленности начать разработку полноприводных автомобилей. В тот период выпуск автомобилей со всеми ведущими осями казался невозможным из-за отсутствия возможности производства сложных шарниров равных угловых скоростей ШРУСов. Грачев, на основе американских разработок, сумел создать работоспособный и пригодный для серийного производства отечественный ШРУС, открыв дорогу к производству в СССР полноприводных грузовых и легковых автомобилей.

Первый полноприводный автомобиль Грачева, легковой ГАЗ-61 (на базе «Эмки») показал чудеса проходимости по сравнению с прежними трехосными и полугусеничными внедорожниками. Но развернуть его массовое производство помешала война. Тем не менее, небольшая партия выпущенных пассажирских ГАЗ-61-73 использовалась на фронте в качестве служебных автомобилей знаменитых полководцев Г.К. Жукова, И.С.Конева и других. А пикапы ГАЗ-61-417 принимали участие в боевых действиях в качестве артиллерийских тягачей. Под руководством Грачева созданы более простые и дешевые джипы ГАЗ-64 и знаменитый ГАЗ-67, а также бронеавтомобиль БА-64 и опытная колесная самоходная пушка ГАЗ-68/КСП-76.

В 1944 году В.А. Грачев назначен Главным конструктором строившегося в Днепропетровске автозавода ДАЗ, где проектировал первые в стране автопогрузчики с гидроподъемником, перерабатывал ЗИС-150 в оригинальный грузовик ДАЗ, создал большой автомобиль водоплавающий БАВ, который был запущен в серийное производство, как ЗИС-485. После того, как по приказу Л.П.Берии ДАЗ в 1951 году был перепрофилирован, В.А. Грачев стал Заместителем главного конструктора ЗИСа и переехал в Москву.  

25 июня 1954 года, по предложению Министра обороны Г.К. Жукова Совет министров СССР принял решение о создании специальных конструкторских бюро по разработке колесных вездеходов на ряде советских автозаводов. На ЗИСе такое КБ возглавил Виталий Андреевич.

50-е годы ушли на создание поисковых конструкций, на которых отрабатывались конструктивные решения для полноприводных трехосных и четырехосных грузовых шасси, в том числе плавающих. Появились первые машины с равно расположенными по базе мостами. В 1957 году закончен проект восьмиколесного артиллерийского тягача ЗИЛ-134/АТК-6, который был рекомендован к серийному производству, но по ряду причин не освоен. К исходу 50-х испытывались первые образцы автомобилей-носителей вооружения ЗИЛ-135 и ЗИЛ-135Б. Изначально их пытались сделать плавающими, но потом от этой идеи отказались, и следующие образцы серии ЗИЛ-135Е, ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135Л были выполнены в виде обычных грузовиков.

Семейство внедорожных четырехосных автомобилей ЗИЛ-135 предназначалось для монтажа различных систем вооружения. Эти машины отличались необычной компоновочной схемой с двумя двигателями, каждый из которых приводил через свою коробку передач и свою раздаточную коробку колеса своего борта. В 60-е годы автомобили ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135М были освоены Брянским автозаводом БАЗ. Правда, Грачев настаивал на применении на них автоматических коробок передач с гидротрансформатором, позволявшим плавно передавать крутящий момент на бездорожье. Но руководство БАЗа категорически отказалось осваивать коробку-автомат и в серию 135-е машины пошли с обычными механическими коробками. На вооружении Советской армии модификации автомобилей ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135М стояли до конца существования Советского Союза, и в настоящее время такие машины еще остаются боевыми единицами в вооруженных силах разных стран.

В 60-е годы в СКБ В.А. Грачева разработаны такие уникальные вездеходы, как амфибия-гигант ЗИЛ-135П «Дельфин», автомобиль на колесах очень большого диаметра ЗИЛ-Э167, грузовик с электрической трансмиссией ЗИЛ-135Э, автомобиль со стойками самолетного шасси ЗИЛ-135МШ, а также машины с необычными колесно-гусеничными движителями.

В то же время во второй половине 60-х перед СКБ ЗИЛа поставлена новая задача - разработка специальных транспортных средств для поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спасения их экипажей. В комиссии, выдававшей Грачеву техническое задание, работал первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. Уже в 1968 году освоен выпуск первого поисково-спасательного автомобиля-амфибии ПЭУ-1, построены средние шнекоходы ПН-67 и ПН-68. Начало 70-х отмечено поисками технических решений для спасательных машин, способных пройти даже в самых гиблых местах. Тогда появились амфибия-гигант ПЭУ-2, большой шнекоход ЗИЛ-4904/ПЭУ-3, легкая грузо-пассажирская амфибия ЗИЛ-49042.

В итоге испытаний различных опытных образцов, к производству в 1975 году был принят мобильный спасательный комплекс «Синяя птица», состоящий из двух амфибий: пассажирской ЗИЛ-49061, грузовой ЗИЛ-4906 и малогабаритного шнекохода ЗИЛ-2906 с двумя двигателями от «Жигулей». Эти машины длительное время эксплуатировались  Единой Государственной Авиационной поисково-спасательной службой (ЕГАПСС) а также МЧС России.

Виталий Андреевич Грачев умер в 1978 году в возрасте 74 лет. В 70-90-е годы в СКБ ЗИЛа коллегами и учениками Грачева строились опытные образцы внедорожных грузовиков с равно расположенными по базе мостами ЗИЛ-132, позже - ЗИЛ-4972. В 90-2000 годах разработаны полнопроиводные автомобили с использованием деталей грузовика «Бычок», многочисленные пожарные и спасательные автомобили, транспорт аварийных служб.

Ряд опытных автомобилей разработки СКБ В.А.Грачева, сохранился на заводском полигоне ЗИЛа в подмосковном Чулково. В настоящее время эти уникальные образцы отечественной внедорожной техники выставлены в Военно-техническом музее.