Волга ГАЗ-21В

 

 

Проектировать новый автомобиль, который придет на смену «Победе» в Горьком начали еще при А.А.Липгарте в самом начале 50-х, и уже тогда он получил индекс ГАЗ-М21, просто следующий после ГАЗ-М20. Но окончательный облик машина начала приобретать в 1953-1954 годах, когда Липгарт уже работал не в Горьком, а главным конструктором УралАЗа в Миассе. Создавать новый автомобиль «Волга» пришлось новому главному конструктору В.Соловьеву, ведущему конструктору по модели А.Невзорову, начальнику Отдела легковых автомобилей Н.Юшманову и их многочисленным коллегам.

Во времена разработки «Волги»  на ГАЗе проходили испытания в качестве аналогов американские Ford Mainline 1953 и 1954 годов. Внешне они отчасти напоминали будущую «Волгу», что потом породило слухи о «копировании» ГАЗ-21 с «Форда». Но с конструктивной и технологической точки зрения это совсем разные машины. У Ford были рамное основание, 6- или 8-цилиндровый двигатель. «Волга» с самого начала планировалась с несущим кузовом и 4-цилиндровым мотором. Да и габариты у советской машины немного меньше.

С момента выдачи технического задания планировалось сделать новый автомобиль более солидным и комфортабельным, чем «Победа». Поэтому в него заложили такие качества, как более просторный и светлый салон с заметно увеличенной площадью остекления, увеличенные габариты, более вместительный и удобный багажник. Такой машине требовался двигатель как минимум на 20 л.с. мощнее, чем у «Победы». Изначально планировался переход на автоматическую коробку передач «американского» гидромеханического типа, но он не состоялся, и механизмы 3-ступенчатой коробки фактически остались от «Победы». Зато удалось внедрить карданный вал с промежуточной опорой, как на ЗИМе, и гипоидный редуктор заднего моста. Также необычным для легковых не полноприводных автомобилей стал трансмиссионный стояночный тормоз.

Не сразу горьковские конструкторы сумели определиться с типом двигателя. В первый год серийного выпуска на «Волге» применяли старый нижнеклапанный двигатель, конструктивно схожий с мотором «Победы». Отсюда родилась легенда про «переходные» «Волги» с «победовскими» двигателями. На самом деле тот нижнеклапанный мотор отличался от двигателя ГАЗ-М20 увеличенным рабочим объемом. Диаметр цилиндра расширили с 82 до 88 мм, литраж возрос с 2112 см3 до 2438 см3, а мощность поднялась с 52 до 62 л.с. Аналогичный двигатель в конце 50-х и начале 60-х применялся на Ульяновском автозаводе на грузовых машинах УАЗ-450 и экспортных модификациях знаменитого ГАЗ-69. Только к 1958 году удалось довести до массового выпуска новый верхнеклапанный двигатель ГАЗ-21А конструкции Гарри Эварта объемом 2445 см3 и мощностью 70-75 л.с. Тот, который стал родоначальником семейства моторов большинства «Волг», УАЗов, РАФов, «Газелей». Разные модификации этого мотора много лет выпускали два завода: ЗМЗ в Заволжье и УМЗ в Ульяновске. Модификации с нижнеклапанным мотором носили индексы ГАЗ-21Б и ГАЗ-21Г, а с верхнеклапанным - ГАЗ-21В.  

В 1954-1955 годах прошел полный цикл испытаний трех опытных образцов будущей «Волги». У тех машин еще была оригинальная передняя решетка, похожая на так называемый «второй выпуск» ГАЗ-21 1958-1962 годов. Но предсерийные машины 1956 года, которых было изготовлено не более десяти, уже отличались характерной передней облицовкой «первого выпуска» с мощными горизонтальными брусьями в стиле поздней «Победы» ГАЗ-М20В и «Москвича-402». Ключевым элементом композиции у первой серийной «Волги» стал медальон с пятиконечной звездой, благодаря которому исходный вариант ГАЗ-21 стал зваться «Волга со звездой». У ветеранов ГАЗа популярна легенда, будто звезду в настоятельной форме предложил маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, в 1956 году занимавший должность Министра обороны, которому прототипы «Волги» показывали в ходе обязательной военной приемки. Однако, звезда, вписанная в круг, олицетворяла также стиль советских паровозов. В середине 50-х основу парка локомотивов в СССР еще составляли паровозы, котлы которых спереди непременно украшала рельефная пятиконечная звезда.


Первые конвейерные экземпляры «Волги» ГАЗ собрал в октябре 1956 года, а массовый выпуск начался в марте следующего, 1957-го. Летом того же года во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве достаточно часто встречались автомобили «Волга», а к январю 1958-го количество «Волг»-такси в парках Москвы, Ленинграда и Горького уже исчислялось сотнями, много таких машин поступило в гаражи государственных организаций различного уровня, а также с мая 1957 года началась продажа «Волг» частным владельцам. Правда, до середины 1958 года завод еще выпускал «Победу», новые и старые машины собирали на одном конвейере.

  

«Волга» первого выпуска отличалась от более поздних вариантов не только облицовкой радиатора. Завод отрабатывал технологию производства,  применял некоторые оригинальные детали. Так, у «Волги со звездой» была своеобразная форма приборной панели с иным, чем у последующих модификаций расположением динамика радиоприемника. Привод замка капота располагался не слева, а справа, как у «Победы» и «Москвичей-402/407», отсутствовал омыватель лобового стекла, отличался фасон обивки салона, на красных секциях задних фонарей не было катафотов. Некоторые узлы - рычажные амортизаторы, централизованная система смазки, карбюратор серии К-22, полярность электрооборудования с плюсом на массе - от «Волги со звездой» достались по наследству «Волгам» так называемого «второго выпуска», отличавшимся более простой решеткой радиатора  и окончательным вариантом приборной панели. ГАЗ-21 «первого выпуска» завод производил до поздней осени 1958 года, выпустив примерно 31 тысячу таких машин. Многие автомобили этих модификаций впоследствии были переоборудованы (на языке реставраторов - «околхожены») с использованием деталей от «Волг» ГАЗ-21 «второго» и «третьего» выпусков. Поэтому оригинальные «Волги со звездой» встречались относительно редко уже в 70-е годы.

Представленный в Музее экземпляр ГАЗ-21В в конце 90-х годов куплен у неизвестного владельца московским коллекционером ретро-автомобилей Валерием Дроковым и его силами подвергнут косметическому ремонту. В 2006 году данный автомобиль снимался в художественном фильме «Многоточие» режиссера Андрея Эшпая, в котором реконструировались события начала 60-х годов.

Техничская характеристика.

 

Число мест  5
Габаритные размеры мм  4770х1885х1620
Колесная база мм  2700
Двигатель  Бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный (ГАЗ-21В) или нижнеклапанный (ГАЗ-21Б, ГАЗ-21Г)
Рабочий объем  2445 см3 (ГАЗ-21В), 2438 см3 (ГАЗ-21Б, ГАЗ-21Г)
Мощность  70 л.с. (ГАЗ-21В), 62 л.с. (ГАЗ-21Б, ГАЗ-21Г)
Снаряженная масса  1460 кг
Максимальная скорость  130 км/ч (ГАЗ-21В) 115 км/ч (ГАЗ-21Б, ГАЗ-21Г)
Расход топлива.  11-13,5 л/100 км