Вятка Электрон



Первая модель мотороллера Вятско-Полянского машиностроительного завода «Вятка» ВП-150 образца 1957 года была удачной во всех отношениях, в основе ее лежала конструкция итальянского мотороллера Vespa, модернизированные, лицензионные и поддельные варианты которого выпускаются в разных странах и пользуются спросом даже в наше время. Однако в Советском Союзе 60-х годов сочли итальянский прототип «устаревшим».  Так же возникли  опасения  что, в случае экспорта вятских мотороллеров, итальянская компания предъявит претензии за нарушение авторских прав. Таким образом, уже в середине 60-х годов  был разработан полностью новый мотороллер «Вятка» ВП-150М. Он отличался от «Вятки» первого поколения полностью новым кузовом, удлиненной колесной базой, длиннорычажной передней вилкой толкающего типа. Двигатель остался прежний по конструкции, но форсированный с 5,5 до 6 л.с. Поскольку расстояние между двигателем и ведущим колесом увеличилось, в трансмиссии появилась промежуточная цепная передача. Ее кожух служил одновременно рычагом задней подвески. В серию новая модель пошла в 1967 году -  к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.  Ставшую классической моделью, первую «Вятку» в тот же год сняли с производства.

В 1973 году кузов мотороллера модернизировали, мощность двигателя увеличили еще на одну лошадиную силу. Но главной изюминкой обновленной модели стала первая в стране серийная система электронного бесконтактного зажигания, из-за появления которой мотороллер получил название «Вятка-Электрон». Впрочем, та же модель известна и под другой маркой «Вятка-3».

Судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала резко снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие,  подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х годов  базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась. Только через несколько лет после распада СССР, в конце 90-х годов,  Вятский завод предпринял попытку выпускать 50-кубовые скутеры «Стриж», скопированные с модели восточногерманской фирмы «Зимзон» (Simson).



Техническая характеристика

 

Число мест 2
Габаритные размеры нет данных
Колесная база 1300 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный
Рабочий объем 148 см3
Мощность 7 л.с. при 5000 об/мин
Масса 120 кг
Максимальная скорость 80 км/ч
Расход топлива 3,1 л/100 км