ЗИЛ-131 с пневматической подвеской

PA020019

ЗИЛ-131 – один из нескольких классических советских грузовиков, появившихся в 60-х годах 20-го века и применяемых до сих пор.  Эту внедорожную модель на  Заводе имени Лихачева разрабатывало не СКБ В.А. Грачева, а обычное Конструкторское бюро грузовых автомобилей под личным руководством Главного конструктора завода Анатолия Маврикиевича Кригера. Этот трехосный полноприводный автомобиль изначально задумывался, как унифицированный с двухосным грузовиком общего назначения ЗИЛ-130. Выпуск его был развернут в 1967 году.

 

От предшествующей модели - ЗИЛ-157 - новый 131-й  выгодно отличался многими конструктивными решениями. Прежде всего, он получил современный для тех лет V-образный восьмицилиндровый двигатель, значительно более мощный, чем рядная «шестерка» предшественника. Более рациональной стала схема трансмиссии. Так к заднему и среднему мостам от раздаточной коробки больше не тянулись два отдельных карданных вала. Средний мост сделали «проходным», потому оба моста получили общую передачу – первый вал связывал «раздатку» со средним мостом, а второй – средний мост с задним. Передний ведущий мост получил электропневматический привод подключения – его можно было включить как тумблером на приборной панели, так и рычагом.

Важное новшество – водителю предоставили комфортабельную и просторную кабину с отопителем, панорамным ветровым стеклом, регулируемым сиденьем, унифицированную с кабиной ЗИЛ-130. Но оперение – передние крылья и облицовку – полноприводный автомобиль получил оригинальные, более простые и практичные в тяжелых условиях, чем у 130-го.

Базовая модель оснащалась платформой с тентом, высокими решетчатыми бортами и пассажирскими лавками. Но машина широко использовалась, как база для транспортных средств самого разного назначения. На ЗИЛ-131 устанавливали фургоны – КУНГи, автоцистерны, топливные и масляные заправщики, аэродромные пусковые агрегаты, буровые установки. На базе ЗИЛ-131 существовало много пожарных машин – цистерн, лестниц, рукавных фургонов. Также ЗИЛ-131 использовался  как носитель вооружений, например, систем залпового огня.

Выпуск ЗИЛ-131 на Заводе имени Лихачева продолжался до 1994, потом до 2002 года машину производил Уральский автомоторный завод «Амур», бывший филиал ЗИЛа. Всего построено более миллиона таких грузовиков. Много машин поступало в Советскую армию и вооруженные силы ряда государств.

Но самая необычная модификация ЗИЛ-131, причем изготовленная на самом ЗИЛе, находится в нашем музее. В процессе постройки и во время испытаний своих уникальных внедоржных машин, СКБ В.А. Грачева нуждалось в транспортных автомобилях и машинах технической помощи, которыми служили обычные серийные грузовики ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131, поступившие в СКБ прямо с конвейера. Один такой автомобиль был переоборудован для испытаний уникального агрегата – пневматической подвески задних колес. Обычную рессорную заднюю тележку серийного ЗИЛ-131 в СКБ Грачева заменили экспериментальной подвеской, в которой роль упругого элемента играли пневматические баллоны со сжатым воздухом. Соответственно, мосты подвешивались на оригинальных стойках и рычагах. При проезде дорожных неровностей, а особенно на бездорожье, пневматика обеспечивала невиданную для грузового автомобиля плавность хода.

Построенную в одном экземпляре машину очень любили испытатели – на ней можно было возить боявшиеся тряски точные приборы и тонко настроенную аппаратуру. Пневмоподвеска позволяла с комфортом перевозить людей – членов испытательных бригад, а также приезжавших на испытания руководителей и представителей заказчика.   

Вместе с прочими машинами СКБ,  ЗИЛ-131 с уникальной подвеской доживал свои дни на полигоне ЗИЛа в Чулково. Он был сохранен и вывезен вместе с прочими экспонатами «зиловского» СКБ, вместе с ними прошел ремонт в мастерских Музея. Внешне этот ЗИЛ выглядит не так эффектно, как плавающие вездеходы СКБ, но так как его подвеска существовала в единственном экземпляре, его историческая ценность никак не меньше, чем у прочих машин из этой экспозиции.

 

Техническая характеристика

 

Грузоподъемность 5000 кг по твердому покрытию, 3500 кг по грунту
Габаритные размеры 7040х2500х2480 мм
Колесная база 3350+1250 мм
Дорожный просвет 330 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, V-образный восьмицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-131
Рабочий объем 6 л.
Мощность 150 л.с при 3200 об/мин
Снаряженная масса 6600 кг
Полная масса 11825 кг
Максимальная скорость 80 км/ч
Расход топлива 40 л/100 км