ЗИЛ-157 ПМЗ-27А

После Великой Отечественной войны произошел качественный скачок в производстве советских пожарных машин. Изучив образцы зарубежной техники, наши конструкторы начали разрабатывать вместо «линеек» автомобили с двойной кабиной для расчета, расположенными по бокам под откидными крышками- ящиками для рукавов и пожарного инвентаря, скрытой внутри кузова цистерной и... по-прежнему расположенным сзади центробежным насосом, приводимым в действие от коробки отбора мощности. Эта конструктивная особенность зарекомендовала себя с лучшей стороны.  Но, главное, автозаводы после войны освоили новые модели грузовиков, которые по энерговооруженности, а также по  грузоподъемности, маневренности и проходимости существенно превосходили все довоенные модели. Агрегатная база этих грузовиков подходила для создания пожарных машин принципиально нового поколения.

К 1950 году на Советской Украине, в городе Прилуки Черниговкой области было открыто специальное конструкторское бюро ОКБ-8, чьей специальностью стало проектирование пожарной техники. Там же, в Прилуках построили завод, который до самого распада СССР серийно выпускал десятки моделей пожарных автомобилей самого различного назначения, и, кстати, продолжает изготавливать пожарную технику до сих пор.

В 50-60-е годы в качестве агрегатной базы для пожарных машин отлично проявили себя трехосные полноприводные (6х6) грузовики московского Автозавода имени Сталина, а потом Завода имени Лихачева. Первые мелкосерийные пожарные машины на шасси ЗИС-151 под названием ПНЗМ-3 в начале 50-х строил еще Миусский завод пожарных машин в Москве. На заводе в Прилуках первую пожарную машину ЗИС-151 освоили в 1954 году. Она звалась ПМЗ-13, и выпускалась большими сериями. Автомобиль уже обрел современный облик пожарной машины с двойной кабиной, но, как и у ПНЗМ-3, кузов изготавливался на деревянном каркасе, обшитом снаружи стальным листом.

Новый этап наступил зимой 1958-1959 годов, когда на заводе в Прилуках построили первый опытный образец пожарной машины с цельнометаллическим кузовом ПМЗ-27, построенный по той же схеме: двойная кабина, «скрытая» цистерна, откидные люки ящиков для рукавов и инвентаря по бортам и насос за торцевой дверцей сзади. У первого прототипа шасси было еще от ЗИС-151, а его характерной внешней особенностью оказались задние двери кабины, одинаковые с передними - их просто позаимствовали у серийной кабины ЗИС-150/ЗИС-151.

       ЗИЛ и помпа

  В это время Автозавод имени Лихачева заменил базовую модель трехосного грузовика. На смену созданному после войны ЗИС-151 с двухскатными, по образцу «Студебеккера», задними колесами пришел новый ЗИЛ-157, на котором,  по инициативе знаменитого конструктора В.А. Грачева, ввели новые колеса по типу БТР-152. И спереди и на задних мостах у ЗИЛ-157 применялись односкатные колеса  с широкими и толстыми шинами 12"00-20, у которых были развитые грунтозацепы. Теперь по любому бездорожью машина прокладывала одну колею всеми шестью колесами, что ощутимо повысило проходимость.

Базой для серийного ПМЗ-27 послужило уже шасси ЗИЛ-157. Кузов пожарной машины в серийном исполнении отличался от опытного образца тем, что специально для него спроектировали оригинальные задние двери, более широкие, чем передние, с закругленными краями окон. Через них стало удобнее выходить и входить бойцам расчета. Подобные задние двери позднее применялись на пожарных машинах, построенных на шасси грузовиков следующего поколения - ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и даже ГАЗ-53. Кабина цельнометаллической конструкции предоставила пожарным невиданные ранее условия - зимой она отапливалась, летом ее можно было проветривать, опустив окна с помощью обычных стеклоподъемников.

ЗИЛ 157 ПМЗ  ЗИЛ ПМЗ-27  ЗИЛ ПМЗ 27А 

По бокам машины находились довольно тяжелые крышки отсеков, под которыми хранились рулоны рукавов.  Сзади,  уже по традиции,  была крышка насосного отсека с окном в виде заднего стекла от стандартной кабины грузовика. На крыше под пеналами и лестницей-«штурмовкой» лежало запасное колесо автомобиля. Проблесковые маячки в 60-е годы на пожарных машинах еще не применялись. Сигналом служила пневматическая сирена, похожая на гудок паровоза. На крыше кабины устанавливалась фара-искатель, возле правой передней стойки кузова - прожектор на высокой ножке.

В 60-е стали выделяться пожарные машины специального назначения, например аэродромные. Так у пожарного ЗИЛ-157 появилась модификация ПМЗ-27А с лафетным стволом, установленным на крыше кабины. Она позволяла пустить струю воды прямо на ходу, пока пожарный автомобиль еще только подъезжает к горящему самолету или строению. Правда, такие машины служили не только на аэродромах, но и в обычных пожарных депо. Также у ПМЗ-27 существовали северная и тропическая модификации для регионов с соответствующим климатом. Эти машины поставлялись  на экспорт.  Все автомобили семейства ПМЗ-27 могли заливать огонь как струей воды, так и уже применявшимся в тот период  химическим  пенным раствором. Для пенообразователя  на машине имелся специальный бак.

ПМЗ-27А_03  ПМЗ-27А_05  ЗИЛ ПМЗ памятник

С 1962 года к производству была принята модернизированная пожарная машина на шасси ЗИЛ-157К, которая называлась ПМЗ-56 или, с лафетным стволом ПМЗ-56А - их оснащали новыми средствами тушения. Базовое шасси грузовика серийно выпускали в Москве на ЗИЛе до 1977 года, а потом его производство передали филиалу ЗИЛа в Новоуральске, где этот грузовик дожил вообще до распада СССР. Однако, несмотря на продолжающийся выпуск шасси, Прилукский завод прекратил производство пожарных машин на базе ЗИЛ-157К уже к началу 70-х годов. Им на смену пришли пожарные машины аналогичного назначения на основе нового трехосного внедорожного грузовика ЗИЛ-131. Тем не менее, в провинциальных регионах и сельской местности, где пожарные ЗИЛ-157 оставались востребованными, у подразделений пожарной охраны появилась возможность ремонтировать старые машины серий ПМЗ-27 и ПМЗ-56, переставляя кузова с оборудованием на новые шасси ЗИЛ-157КД. 

P7230004 

Представленная в Музее машина ПМЗ-27А с лафетным стволом - не просто экспонат. Она находится в полностью рабочем состоянии, и летом стоит на боевом дежурстве, при необходимости выезжая на пожары в селе Ивановском и его окрестностях. Особенно жарким летом 2010 года музейному ПМЗ-27А пришлось не раз участвовать в тушении лесных пожаров, помогая местным подразделениям МЧС.

Техническая характеристика.

 

Расчет 7 человек
Габаритные размеры 7200х2185х2820 мм
Колесная база 3665Х1120 мм
Дорожный просвет 310 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный
Рабочий объем 5555 см3
Мощность 110 л.с. при 2800 об/мин
Снаряженная масса 9,89 т
Объем цистерны 2150 литров (для воды), 80 литров (для пенообразователя)
Производительность насоса ПН-30КФ 1800 литров в минуту
Максимальная скорость 65 км/ч
Расход топлива 37-47 л/100 км