ЗИЛ-49042

P8170038.JPG

Эту машину, построенную в единственном экземпляре, следует считать переходной моделью от поисково-эвакуационных амфибий первого поколения ПЭУ-1 к основной модели ЗИЛ-4906/49061, известной, как «Синяя птица». Ее создание  завершено 16 ноября 1972 года.

Прежде всего, ЗИЛ-49042 разработали и построили, чтобы опробовать в работе новые, более легкие узлы и агрегаты. Автомобиль, ведущим конструктором которого выступил А.А. Соловьев, представлял собой типичную для СКБ ЗИЛа амфибию с тремя равно расположенными по базе осями.  Он охож на лодку с  водоизмещающим кузовом из стеклопластика на алюминиевой раме, независимой торсионной подвеской передних и задних колес, жестким креплением среднего моста.


Силовой агрегат располагался сзади. Относительно небольшому автомобилю вполне хватало одного серийного двигателя ЗИЛ-130 со стандартным однодисковым сцеплением и обычной механической коробкой передач от ЗИЛ-131. Раздаточная коробка распределяла крутящий момент по колесам правого и левого бортов через бортовые передачи и колесные редукторы. Для штурма тяжелых участков бездорожья, межбортовой дифференциал, которым была снабжена раздаточная коробка, блокировался. Для движения на плаву служил водомет (на «Синей птице» вернулись к гребным винтам).

Новинкой для отечественных внедорожных машин стали дисковые трансмиссионные тормоза - они же впоследствии применялись на «Синих птицах». У ЗИЛ-49042 много общего с будущей «Синей птицей». Например, колесная база 2400+2400, шины И-159 размерностью 16,00-20 передаточные числа коробки передач, бортовой передачи и колесных редукторов машинам серии ЗИЛ-4906 достались по наследству именно от ЗИЛ-49042. По сравнению с данным прототипом, у «Синей птицы» немного уменьшили колею, углы переднего и заднего свесов, радиус поворота.

Машина была построена в пассажирском варианте с трехместной кабиной и салоном-рубкой на 8 пассажиров. Отапливались помещения тремя независимыми друг от друга устройствами: жидкостным отопителем и двумя воздушными «печками». В оснащение входили система пожаротушения, медицинское спасательное оборудование, спецодежда, емкости для хранения запаса продовольствия и питьевой воды на трое суток, салон даже оборудовали малогабаритным телевизором «Юность». Кузов изначально окрашен в военный защитный цвет хаки, за который на заводе эту машину звали Крокодилом.

Техническая характеристика.

Число мест 11
Грузоподъемность 2000 кг
Габаритные размеры 8960х2600х2501 мм
Колесная база 2400+2400 мм
Колея 2100 мм
Дорожный просвет 448 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, V-образный,восьмицилиндровый, верхнеклапанный. ЗИЛ-130.
Рабочий объем 6 л.
Мощность

150 л.с.

Снаряженная масса 6415 кг
Максимальная скорость 80 км/ч по суше, 9 км/ч по воде.
Расход топлива 50 л/100 км