ЗИЛ-4972

SS850063.JPG

Этот автомобиль появился в начале 90-х годов  когда, приспосабливаясь к новым условиям рыночной экономики, автозавод имени Лихачева пробовал освоить новые потребительские сегменты и привлечь новых заказчиков на свои автомобили. Например, одним из направлений поисков стали шасси для специальной техники, скомбинированные из узлов и агрегатов ранее освоенных в производстве моделей.

Идея создания серии грузовиков, первый прототип которых назывался ЗИЛ-132К, заключалась в том, чтобы совместить трансмиссию и ходовую часть специального автомобиля серии «Синяя птица» ЗИЛ-4906/49061 с кабиной и рамой обычного грузовика ЗИЛ. В октябре-ноябре 1992 года было завершено изготовление первого образца шасси ЗИЛ-132К, разработанного под руководством ведущего конструктора М.И. Сугробова. В отличие от «Синей птицы», новый внедорожник больше не был плавающим, но например, по сравнению, с ЗИЛ-131, у него ощутимо улучшились проходимость и маневренность.  Интересно, что индекс ЗИЛ-132 ранее носило несколько различных опытных трехосных автомобилей 60-70-х годов с равно расположенными по базе мостами.

Последний из ЗИЛ- 132 оснащался независимой торсионной подвеской переднего и заднего управляемых мостов, средним мостом и трансмиссией «Синей птицы», но при этом был выполнен намного проще и дешевле для производства. Вместо алюминиевой рамы - обычная из стального профиля, вместо сложного в изготовлении стеклопластикового кузова - кабина от выпускаемого на конвейере массового грузовика ЗИЛ-4331 или ЗИЛ-4333. Двигатель взяли самый перспективный на тот момент - дизель ЗИЛ-645.

В конце 1992 года новое шасси прошло испытания, доказав свою жизнеспособность, а в 1993-м году завод предложил семейство выполненных на данной агрегатной базе автомобилей. В него входили четыре модификации: ЗИЛ-4972 с кузовом-фургоном КУНГ для бригад спасателей, ЗИЛ-4973 с «бункеровозным» подъемником от «Синей птицы» , имевшим боковую разгрузку, ЗИЛ-4974 - фургон-КУНГ для ремонтных бригад энергетиков и ЗИЛ-4975, бортовой грузовик с краном-манипулятором, установленным позади платформы.

Этими автомобилями заинтересовались Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (позднее - Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС), Министерство гражданской авиации, РАО ЕЭС. Поступил заказ на партию машин, к изготовлению которой подключился Правдинский завод радиорелейной аппаратуры. Там было выпущено 40 шт. ЗИЛ 4972. Всего один экземпляр был изготовлен на Заводе имени Лихачева.  Именно этот экземпляр представлен в нашем музее.   


Техническая характеристика.

 

Число мест 3 (в кабине) 8-12 (в кузове)
Грузоподъемность 2354 кг
Габаритные размеры 9400х2550х3200 мм
Колесная база 2400+2400 мм
Колея 2000 мм
Дорожный просвет 475 мм
Двигатель Дизельный, восьмицилиндровый, V-образный ЗИЛ-645
Мощность 136 л.с. при 2800 об/мин
Снаряженная масса 9680 кг
Полная масса 12034 кг
Максимальная скорость 83 км/ч
Расход топлива 25 л/100 км