ЗИЛ-Э167

 

 

PB130043

 

Задание начать проектирование пассажирского снегохода особо высокой проходимости для районов Крайнего севера Московский городской Совнархоз - так в годы правления Н.С. Хрущева назывались региональные органы хозяйственной администрации - выдал ЗИЛу в конце октября 1961 года. Но из-за того, что СКБ В.А.Грачева в то время было сильно загружено заказами и работами над семейством ЗИЛ-135, разработку снегохода удалось начать только через год, в октябре 1962-го. Зато  на изготовление опытного образца СКБ потребовалось чуть более двух месяцев. К 31 декабря 1962 года машина была практически готова. Интересно, что Ведущим конструктором выступала женщина А.Д.Андреева. А после новогодних праздников в январе 1963-го огромный колесный снегоход уже накатывал  первые километры по подмосковной снежной целине. Буква Э означала, что автомобиль экспериментальный, а число 167 просто взяли из штатного набора номеров моделей от 100 до 199, закрепленного за ЗИЛом.

 

Необходимость уложиться в короткие сроки привела к широкому использованию готовых узлов и агрегатов. Для постройки снегохода разобрали один из опытных образцов четырехосного грузовика ЗИЛ-135Л. От него взяли кабину, двигатели, коробки передач, некоторые узлы ходовой части.

Пассажирское назначение снегохода позволило расположить силовые агрегаты сзади. Прямо позади основной кабины, наоборот, было логично обустроить пассажирский салон. Для обеспечения комфорта и возможности отдыха во время долгой дороги по сибирской тайге и ледовым пустыням Севера, вместимость автомобиля запланировали небольшую - всего 14 человек. Кабину, салон и кожух заднего моторного отсека объединили в один «объем» кузова вагонной компоновки. Чтобы снизить массу, весь кузов изготовили из стеклопластика. Впрочем, учитывая, что кабина, аналогичная кабине будущего серийного ЗИЛ-135ЛМ, была сделана из этого материала, нет ничего странного, что весь кузов снегохода стеклопластиковый. Кабина и салон обогревались двумя отопителями, использовавшими тепло от системы жидкостного охлаждения двигателей, дополнительно устанавливалась стальная печка - «буржуйка» на дровах.

ZILE167_8

Компоновка шасси с тремя равно расположенными по базе мостами обкатывалась на экспериментальных вездеходах СКБ  с середины 50-х годов,  ничего нового в них  не было. В том, что управляемыми сделали колеса переднего и заднего мостов - тоже. Схема ходовой части  опять же- типичная для СКБ ЗИЛ - спереди и сзади независимые подвески на поперечных рычагах и продольных торсионах, а средний мост  совсем без подвески ,  он жестко прикреплен кронштейнами к раме.  


Однако у шасси была характерная особенность, соответствовавшая специфике снегохода. Машина должна была преодолевать целину, где глубина снега - в человеческий рост. По воспоминаниям очевидцев, Грачев обратил внимание, как идет по глубокому снегу длинноногий лось, и решил сделать машине легкие колеса огромного диаметра. Посадочный диаметр шин для ЗИЛ-Э167 выбрали огромный - целых 28 дюймов. Колеса такой размерности 12,00-28 уже применялись в те годы на серийном советском скрейпере с одноосным тягачом МАЗ-529Е. Но шины рассчитанного на жесткие каменистые дороги  карьерного скрейпера оказались грубыми и тяжелыми для штурмующего мягкий снежный покров вездехода. Поэтому, сохранив размерность и рисунок протектора, для ЗИЛ-Э167 изготовили оригинальные шины, более мягкие, со значительно уменьшенным количеством слоев корда.  Чтобы снизить вес громадных колес, их диски выполнили из стеклопластика. За годы эксплуатации снегохода, на нем испытывали несколько вариантов шин, включая очень широкие арочные катки низкого давления. Результатом применения огромных колес стал внушительный дорожный просвет 750 мм.

Два двигателя, как и у большинства тяжелых машин СКБ 60-х годов, использовали V-образные бензиновые ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями. Изготовленный штучно снегоход ничто не мешало оснастить любимыми В.А. Грачевым автоматическими гидромеханическими коробками передач, которые обеспечивали плавную передачу крутящего момента на бездорожье и упрощали труд водителя. Раздаточная коробка была совмещена с коробкой отбора мощности (КОМ), приводившей лебедку, взятую от более раннего ЗИЛ-134. Высокий дорожный просвет требовал применения колесных редукторов. Большой запас хода обеспечивало несколько бензобаков от обычных грузовиков ЗИЛ, висевших на раме между мостами.


В документации ЗИЛ-Э167 обозначался как «макетный образец». На деле ему выпала богатая приключениями жизнь полноценного внедорожного автомобиля. Первыми обкаточными испытаниями стала зимняя поездка в Пермь. Следующим летом ЗИЛ-Э167 испытывали на песках, болотах и крутых косогорах в районе зиловского полигона в районе подмосковного Чулково. Когда снова пришла зима, на ЗИЛ-Э167 перевезли  в Москву с Сердобского машиностроительного завода несколько тонн деталей технологической оснастки для производства новых грузовиков ЗИЛ-130. Наконец,  в 1965 году машина работала на строительстве газопровода Шаим-Тюмень. На ней преодолевали снежные преграды глубиной 0,6-1,1 метра, ее использовали в качестве тягача для ликвидации пробок из застрявших на заснеженных дорогах автомобилей. На ЗИЛе ходила легенда, будто американские спутники засняли ярко-оранжевый автомобиль в короткое время в сильно удаленных друг от друга местах, и спецслужбы доложили администрации Белого дома, что «русские выпустили партию снегоходов для нападения на США через Серный полюс».

Однако, ни Министерство газовой промышленности, ни Министерство обороны так и не разместили заказов на машины этой модели. Снегоход так  и остался изготовленным в единственном экземпляре, который теперь представлен в музее. Некоторые технические решения, опробованные на ЗИЛ-Э167, пригодились при создании на рубеже 60-70-х годов большой амфибии ЗИЛ-5901 ПЭУ-2.

Техническая характеристика.

Число мест 4 (в кабине) 14 (в пассажирском кузове)
Грузоподъемность 5000 кг
Габариты 9420х3130х3060 мм
Колесная база 3150+3150 мм
Колея 2500 мм
Дорожный просвет 750 мм
Двигатель Два бензиновых, карбюраторных, V-образных, восьмицилиндровых, верхнеклапанных ЗИЛ-375Я
Рабочий объем 2х 6 л.
Мощность 2х 180 при 3200 об/мин
Снаряженная масса 12 000 кг
Полная масса 17 000 кг
Максимальная скорость 75 км/ч
Расход топлива 100 л/100 км