ИСТОРИЯ
Тачанка конно-пулеметная
Военно-технический музей — это уникальное место, где можно увидеть более 400 автомобилей, вездеходов, танков, мотоциклов, механизмов и вооружений XX века.
95% выставленных образцов находятся в отличном рабочем состоянии! Невзирая на весьма почтенный возраст, они постоянно принимают участие в демонстрационных выездах.
Музейная коллекция спецтехники поистине уникальна: образцы вездеходов конструкторского бюро завода имени Лихачева сохранились в единственных экземплярах. И только в Военно-техническом музее можно увидеть полную коллекцию пожарной техники, начиная с насоса Густава Листа 1900 года. Коллекция автомобилей «Форд» 1906-1926 годов выпуска, лендлизовские «Доджи», автомобили советского такси, где первый вариант зарождающейся службы авто-извоза представлен фаэтоном ГАЗ А 1932 года — и еще десятки интересных машин. Все экспонаты музея с большой точностью отреставрированы в музейных мастерских.

С музее имеется бесспорно раритетный экспонат — единственный в мире летательный аппарат нового типа, разработанный конструкторским бюро под руководством Льва Щукина в 80-ые годы прошлого века, ЭКиП. Та самая рукотворная «летающая тарелка», технические характеристики и возможности которой так актуальны сегодня: взлет и посадка с 500 метров любой ровной поверхности, а топливо — аквазин — устойчивая смесь углеводородного топлива и воды!
Если вы в поиске активного, семейного, интересного и познавательного отдыха – то это, бесспорно, к нам, в Военно-технический музей! Для детей и взрослых, любителей техники и знатоков истории, поклонников отечественного автопрома и тех, кому комфортнее европейские авто – для всех у нас всегда экскурсионные, интерактивные, военно-спортивные программы и знаменитая музейная полевая кухня!
Завод имени лихачева
Автозавод АМО
ЗиЛ – столичный автозавод, в истории которого весь драматизм XX века: гибель Российской империи, становление советской власти, Великая Отечественная война, исчезновение Союза Советских Социалистический Республик. Национализированный советской властью в 1918 году, в 1992-м вновь станет частным предприятием, а в 2019 году ООО «АМО ЗИЛ» был официально ликвидирован. История поколений, создававших автомобильную гордость страны, сегодня сохранилась в разрозненных по музеям коллекциях. А история политических событий – в череде названий.

В 1916 году это ремонтно-производственные мастерские «Товарищества на паяхъ Автомобильнаго Московскаго завода». Отсутствие в царской России автопарка сказалось в неудачах в Первой мировой войне. Правительство, Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко» заключили договор на поставку машин. Для обеспечения производственной базой было определено приобрести оборудование и отстроить цеха в Тюфелевой роще Москвы. 2 августа 1916 года во всех календарях стало событием закладки будущего советского автогиганта.
Революционная ситуация и сами события октября 1917 года внесли свои коррективы. Эмигрируют купцы-старообрядцы братья Рябушинские, уедет банкир Кузнецов, а сам император отречется от престола. В такой круговерти ломаются не только планы. Понимая всю важность создания производственной базы государства, советская власть экспроприировала собственность бывших акционеров и декретом от 15 августа 1918 года ВСНХ объявил всё имущество собственностью республики. Теперь это завод «АМО».
— Вы родились под автомобильной звездой, — сказал ему Форд.
— Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми…
В 1925 году название АМО было упразднено, на смену ему пришел 1-й ГАЗ - Первый Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором завода становится Иван Алексеевич Лихачев. Автомобили стали его страстью еще с начала Первой мировой войны. Будучи моряком Балтийской флота Лихачеву пришлось закончить шоферские курсы, которые и определили всю его будущую жизнь. Кстати, у него была встреча с Фордом-старшим! Иван Алексеевич ездил в Америку изучать опыт промышленного производства автомобилей и работал на одном из фордовских заводов.
Первый автомобиль завода АМО
30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро. Так Советский Союз выразил свою солидарность с итальянскими революционерами в борьбе за права пролетариата. Пьетро Феррери был секретарем Туринской Федерации работников металлургической промышленности и участник «забастовки скрещённых рук» на итальянском заводе «Фиат», продукция которого так хорошо была знакома рабочим АМО – именно полуторатонные FIAT-15 собирались на заводе из закупленных еще Рябушинскими машинокомплектов.

Иван Алексеевич Лихачев
Иван Лихачев сделает все, чтобы его завод получил мировое признание. Уже 25 октября 1931 года на заводе будет пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер. Только это уже с 1 октября - Завод имени Сталина, то есть ЗиС.

Спустя четверть века 26 июня 1956 года имя предприятия будет звучать как Московский дважды ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачева.

Именно с этим именем и этим названием навсегда будут связаны истории легендарных правительственных лимузинов.
Автомобильный завод имени ленинского комсомола
Музей АЗЛК, 1980-е годы
У Московского Автомобильного завода имени Ленинского комсомола сегодня только прошлое – в 2007 году АЗЛК, ставший к этому времени ОАО «Москвич», полностью прекратил своё существование. Перспективы у малолитражных отечественных авто были многообещающими, но, к сожалению, экономическая ситуация сложилась не в пользу этого вида автомобилестроения. В Военно-техническом музее представлены образцы, относящиеся к периоду истории завода, когда имя его звучало как МЗМА – Московский Завод Малолитражных Автомобилей.

Итак, завод изначально задумывался как автосборочное предприятие в помощь Горьковскому автомобильному заводу. Кстати, в договоре от 31 мая 1929 года между ВСНХ СССР и компанией Форда буквально было прописано: «№1 в Нижнем Новгороде и №2 в Москве». Возведение первых корпусов Московского завода началось летом 1929 года, а к зиме стройку объявили ударной. Настолько ударной, что уже 6 ноября 1930 года состоялся торжественный пуск завода.
Под гром аплодисментов директор завода Федор Михайлович Пудков вывел с конвейера первый легковой Форд-А. До 1 мая 1939 года завод будет собирать ГАЗовские автомобили Ford A и Ford AA.
КИМ 10-50, 1941 г.
Первые собственные малолитражки Московского завода КИМ страна увидит на первомайской демонстрации 1941 года (кстати, их и сегодня можно увидеть в фильме «Сердца четырех»). Потом будет война. В июле 1941 года КИМ освоил массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для только что принятых на вооружение реактивных установок залпового огня БМ-13 «Катюша». А в октябре, когда немецкие войска были под Москвой, завод эвакуировали в Свердловск. Там, по решению Государственного комитета обороны, Московский автомобильный завод имени КИМ и танковый завод №37 имени Серго Орджоникидзе объединили в одно предприятие, получившие наименование «Завод №50 Танковой промышленности».
Теперь основная продукция объединенного завода - пятискоростные коробки передач для средних танков Т-34. А на базе законсервированного московского предприятия было решено открыть завод автозапчастей, где выпускались 83 наименования запасных частей к иностранной легковой автомобильной технике, в том числе «Студебеккерам» и «Доджам».
Москвич-401
Возродится предприятие в победном мае 1945 года под именем «Московский Завод Малолитражных Автомобилей» - МЗМА. Налаживанию производства отчасти поможет возможность использовать промышленное оборудование побежденной Германии. В действительности оборудование было весьма «потрепано» бомбежками и не могло стать основой грядущего поточного производства. Как бы там ни было, а первый серийный автомобиль модели М-400 (М-400-420) вышел из ворот сборочного цеха завода в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Впереди у завода яркая и богатая событиями жизнь. «Москвич» станет всемирно известным брендом и серьезным конкурентом европейскому автопрому.
Серпуховский автомобильный завод

СМЗ С3Д
Если бы в XXI веке среди автомобилей проводилось первенство по количеству улыбок, то эти крохотные машины Серпуховского завода оказались бы бесспорными лидерами. Речь идет об «инвалидках» - такое прозвище получили автомобили с заводскими индексами СМЗ-С3Д, ознаменовавшие собой 50-ые годы прошлого века. И несмотря на всю свою «детскость», скромные размеры и непритязательную внешность, с поставленной задачей обеспечения мобильности граждан с ограниченными возможностями этот транспорт вполне справлялся. Ну а теперь к истории.
КОРПУСА были оборудованы для производства токарных патронов, слесарного инструмента, станков для шлифовки транспортных клапанов и… алюминиевых ложек!
В наследство от еще царской России подмосковному Серпухову достались просторные помещения, отстроенные фабрикантами Коншиными. После революции 1917 года здания были переданы под трудовую колонию НКВД для беспризорников. И, как бы сейчас сказали – социализация этой разношерстной и весьма своевольной аудитории проходила посредством приобщения их к труду. Но семимильные шаги первых пятилеток вовлекли в водоворот индустриализации и этот скромный ресурс.
После Постановления экономического совета при СНК СССР от 9 мая 1939 года «Об организации производства малолитражных мотоциклов», был подписан приказ о создании в городе Серпухов мотоциклетного завода. До 1941 года СМЗ будет выпускать мотоциклы МЛЗ и Л-8.
Великая Отечественная война уже первыми днями перевела всю промышленность страны на военные рельсы. Беспрецедентный опыт эвакуации предприятий за сотни километров, налаживание и обеспечение производства коснулся всех предприятий Советского Союза, не преминул этого и Серпуховский мотоциклетный завод. Предприятие почти целиком переехало в Ижевск. Но оставшиеся в городе сотрудники с первых дней войны наладили выпуск мелкого, но очень важного для фронта производства стяжных болтов, подков (около 50 тысяч кавалерийских лошадей ходили в серпуховской «обуви») и… опять же ложек. А сразу же после разгрома немецкой армии под Москвой завод приступил к ремонту трофейных немецких мотоциклов. 

Ветеран войны с автомобилем СМЗ-3Д
Чуть позже на предприятии началась сборка лендлизовских мотоциклов «Индиан» и «Харлей» производства США. Детали для мотоцикла ТИЗ АМ-600 тоже производились в Серпухове. В 1946 году завод переходит в подчинение Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения, и на территории появляются кузовной, лакировочный и сборочный цеха. О производственных проблемах сборки первых мотоколясок сейчас можно только догадываться, анализируя факты: на сборку одной машины уходило 4-5 дней!
Интересный факт!
После войны ассортимент завода расширяется выпуском...велосипедных звонков!
Стрекочущие и дымящие двухтактными движками «инвалидки» даже в те годы не претендовали на техническое совершенство. Их предназначение было в другом: стать транспортом инвалида, предоставив ему возможность передвижения. Можно иронизировать по поводу конструкции, технических характеристик, но разрушенная войной страна бесплатно выдавала машину инвалидам первой группы — в первую очередь ветеранам Великой Отечественной войны. Для других категорий рассматривался вариант частичной оплаты. Гуманность акции бесспорно вызывает уважение. Равно как и Серпуховский мотоциклетный завод, ставший исполнителем этой удивительной страницы истории нашей страны. К сожалению, сегодня завод тоже остался только на страницах истории – в 2013 год ПАО «Серпуховский автомобильный завод» («СеАЗ») прекратил свое существование.

Сборка автомобилей на автозаводе
ГОРЬКОВСКИЙ автомобильный завод
С начала 1929 года в США побывали несколько делегаций советских специалистов, согласовывавших техническую документацию на строительство завода и использование американских чертежей для производство автомобилей. Для сотрудничества была выбрана автомобильная фирма Генри Форда. Почему не «Ситроен» или «Рено», не «Мерседес» или «Фиат»? Во-первых, США в тот период принадлежал приоритет в автомобилестроении. Так что, если равняться, то уж на лучшие образцы. Во-вторых, Форд предлагал гораздо более выгодные условия, чем конкурирующие фирмы «Дженерал моторс» и «Крайслер».

Главный вход на автозавод
И в-третьих, взятые за основу фордовские модели грузовых и легковых автомобилей отлично зарекомендовали себя в эксплуатации и как нельзя лучше соответствовали российским условиям.
Срок технического сотрудничества был определён девятью годами
А через месяц, в начале апреля, специальное заседание Президиума ВСНХ СССР определило место будущей стройки - «...строить автозавод в г. Нижнем Новгороде». Тогда же создана хозяйственная организация «Автострой», начальником которой Высшим Советом Народного Хозяйства был назначен Степан Семенович Дыбец. А 31 мая 1929 года был подписан договор между компанией Генри Форда (Ford Motor Company) и ВСНХ СССР.

Митинг строителей завода, 1930 год

По результатам переговоров Советскому Союзу была гарантирована техническая помощь от американской компании при постройке и пуске нового завода, предоставлено право на изготовление у себя двух моделей автомобилей марки Ford: легковых автомобилей типа Ford-А и 1,5-тонных грузовых автомобилей типа Ford-АА. Также американская сторона должна была осуществить обучение специалистов. И наконец, 4 марта 1929 года председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев подписал приказ о строительстве завода с выпуском 100 000 автомобилей в год.
А тем временем прозорливый ВСНХ в феврале 1930 года заключает новый договор, согласно которому фирма «Albert Kahn Associates Incorporated» становится главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Сам основатель фирмы - Альберт Кан - уже был автором самого большого в мире, площадью около 500 га, завода «Форд Руж» в Дирборне (окрестности Детройта). А вот архитектурно-строительный проект всего будущего комплекса разрабатывался фирмой Austin & K., фирма, которая за семь месяцев построила в Мичигане завод для General Motors.
Станков смонтировано
4500
30
Заводских корпусов построено
Электромоторов подключено
8000

ГАЗ-АА
2 мая 1930 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент будущего автогиганта. Кроме корпусов: 50 четырехэтажных жилых дома для работников завода, 100 бараков и более 70 каркасно-щитовых домов для строителей, хлебозавод на 3500 кг хлеба в день и фабрика-кухня на 150 тысяч блюд! Ну и еще школа на 1800 ребят, баня и прачечная. Почти 50 тысяч человек были заняты на этой стройке!
1 января 1932 года в ремонтно-механическом цехе состоялось торжественное собрание коллектива, на котором было объявлено о готовности завода к запуску. А 29 января с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ