ВНИИТЭ
ВНИИТЭ
7-9 л/100 км
Расход топлива
50 л.с.
Мощность
1 000 кг
Масса
105 км/ч
Макс. скорость
4
Число мест
бензиновый
Двигатель
Самое футуристичное такси
Автомобиль-такси ВНИИТЭ

В 60-ые годы прошлого века была предпринята первая и последняя попытка в истории отечественного автомобилестроения разработать комфортабельное авто исключительно для службы такси. И что уж совсем было «не по ГОСТу», так это институт-разработчик проекта. Всероссийской научно-исследовательский институт технический эстетики никакого отношения не имел Министерству автомобильной промышленности СССР. Но именно под именем этого института хранится в Военно-техническом музее удивительное экспериментальное такси ВНИИТЭ.

Долматовский Юрий Андронович
Сам институт был открыт 27 апреля 1962 года. Расположился он на территории бывшей сельскохозяйственной выставки (территория ВДНХ) и подчинялся Комитету по делам науки и техники при Совете Министров СССР. Включал в себя он три подразделения: отдел научно-исследовательской работы, отдел художественного конструирования промышленных изделий и собственный конструкторский отдел со своим производством. Именно в этом отделе работал Юрий Долматовский. (Да-да, именно тот Долматовский! Поэт Евгений Долматовский – брат конструктора). Юрий, уже имевший опыт работы на заводе имени Сталина и НАМИ, на новом месте работы воплотил свои конструкторские мечты об автомобиле будущего в проекте экспериментального такси.
Ширина
1.78 м
4.23 м
Длина
Высота
1.62 м

Автомобиль-такси ВНИИТЭ, рекламное фото
Экспериментальный автомобиль разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики – учреждении неавтомобильного профиля, созданном в годы «оттепели» и занимавшемся вопросами промышленного дизайна. Инициатором проекта специального автомобиля-такси выступил известный советский конструктор, журналист, писатель и художник Юрий Долматовский. Работу над прототипом возглавлял ведущий конструктор Александр Ольшанецкий.
Машина соответствовала придуманной Ю.А. Долматовским еще в 30-40-е годы концепции «автомобиля будущего» с задним расположением двигателя, вагонной компоновкой кузова и короткой колесной базой. В данном случае для уменьшения размеров моторного отсека двигатель был установлен поперечно. Это привело к усложнению конструкции системы охлаждения, привода переключения передач. Вагонная компоновка вынудила разрабатывать рулевое управление, состоящее из трех валов. Короткая база позволила добиться отличной маневренности, но снизила курсовую устойчивость.

При этом автомобиль обладал просторным и удобным для коротких поездок пассажирским салоном, в который можно было внести большое количество багажа. Правда, багаж размещался прямо в одном помещении с пассажирами. Следуя концепции зарубежных такси, Долматовский считал необходимым отделить кабину водителя перегородкой, а деньги пассажиры передавали через кассовый лоток в перегородке. Единственная дверь пассажирского салона сдвигалась назад вдоль правого борта, как в современных микроавтобусах, и открывалась только водителем с помощью электропривода. Это позволяло не выпустить из машины людей, не заплативших за проезд.

Автомобиль-такси ВНИИТЭ, рекламное фото
В течение 1965 года экспериментальный автомобиль прошел испытания в реальной эксплуатации и получил свидетельство, как промышленный образец. Долматовскому удалось добиться решения о выпуске пробной партии таких такси на Рижской автобусной фабрике РАФ, куда этот автомобиль пригнали своим ходом через Ленинград, Таллин, а на обратном пути - через Вильнюс, Каунас и Минск. Как вариант, руководители Министерства автомобильной промышленности предлагали построить увеличенную машину с мотором ГАЗ-21 или ГАЗ-24. Но этот проект не имел смысла и не был реализован. Узлы автомобиля «Волга» не позволили бы сделать прототип такси компактным, легким и экономичным. Прототип несколько лет хранился в помещении ВНИИТЭ на территории ВДНХ, а в 1975 году, при создании Музея такси, передан в его экспозицию.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ