Сталин, Молотов, Микоян, Лихачев на осмотре первого ЗИС-101, 29 апреля 1926
3 ноября 1936 года на московском заводе имени Сталина был собран первый отечественный автомобиль представительского класса ЗИС 101. Накануне, весной, опытный образец, построенный под руководством главного конструктора завода Евгения Ивановича Важинского, был показан Иосифу Сталину и Григорию Орджоникидзе. Кстати, именно тогда и была заложена традиция показа автомобилей первым лицам страны. Так сказать, государственная приемка. Машина понравилась генсеку, однако не суждено было первому опыту строительства представительских лимузинов изменить состав гаража особого назначения. Машины все-таки уступали по качеству сборки импортным. Поэтому, рожденный быть первым, автомобиль оказался в гаражах обкомов, наркоматов, посольств. Его преемником стал ЗИС-110.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!
Иосиф Сталин внес свое дизайнерское предложение в конструкцию показанного ему ЗИС-101: использовать в качестве эмблемы автомобиля звезду с красным знаменем.
ЗИС-110 кабриолет на приёме парада, 1 мая 1967 г.
Никита Хрущев и Иосип Броз Тито в Ставропольском крае, 1956 г.
Сборка автомобиля ЗИС-110 на заводе им. Сталина, Москва 1944 г.
Конструкторское бюро легковых автомобилей Московского завода им. Сталина, 1944 г.
Работа над первым деревянным макетом ЗИС-110 в натуральную величину, 1943 г.
Механический цех завода им. Сталина, 1945 г.
Визит Л.И.Брежнева на завод им. Ильича. январь 1967 г.
Леонид Брежнев и Янош Када на Чайке ГАЗ-13, Будапешт, 8 сентября 1967 года.
Испытания ГАЗ-ЗИМ-12, Нижний Новгород 1949 г.
Доктор Сарвепалли Радхакришнана и Анастас Микоян в автомобиле ЗИЛ-111, Москва 1964
ЗИЛ-114 у аэропорта Шереметьево, Москва 1967 г.
19 сентября 1942 года директор завода Иван Лихачев подписывает приказ, в котором первый пункт: «Организовать на московском Заводе имени Сталина конструкторско-технологическое бюро по проектированию легкового автомобиля с непосредственным подчинением мне...»
ЗИС-110
Все резервы завода в это время брошены на выпуск армейских тягачей, трехтонок, боеприпасов, пистолетов-пулеметов Шпагина — и вдруг такое решение? Да. Это был своеобразный символ веры в победу, равно как и ремонт Большого театра в 1942 году. Только 9 августа 1945 года появится первый серийный ЗИС-110. И невзирая на все сложности военных лет, машина получится! С 1946 по 1958 год было выпущено 2089 машин. Из них — 55 бронированных ЗИС-115 и сотни фаэтонов и кабриолетов. В Военно-техническом музее представлен ЗИС-110 из гаража особого назначения. Он был приписан, как служебный, маршалу бронетанковых войск, Герою Советского Союза Павлу Алексеевичу Ротмистрову.
В музее можно увидеть и узнать секреты, легенды представительских ЗИЛов и «Чаек». Сохранившаяся в них эпоха Советского Союза – это история лучших достижений отечественного автопрома, аккумулированная в технике, представляющей страну на самых разных уровнях. Эти машины были свидетелями знаковых встреч, поездок и событий. Эти машины помнят и первых лиц советского государства и высоких гостей из других стран. Строгие, деловитые, мощные автомобили и сегодня находятся в рабочем состоянии, радуя гостей периодическими выездами и участием в мероприятиях.