ТАКСИ
АВТОМОБИЛИ
ГАЗ
-М20
13.5 л/100 км
Расход
52 л.с.
Мощность
55 литров
Объем бака
5
Число мест
105 км/ч
Макс. скорость
1 460 кг
Масса
ЗИС
-110
23 л/100 км
Расход
110 л.с.
Мощность
80 литров
Объем бака
7
Число мест
140 км/ч
Макс. скорость
2 575 кг
Масса
15,5-16 л/100 км
Расход
90 л.с.
Мощность
80 литров
Объем бака
6
Число мест
120 км/ч
Макс. скорость
1 940 кг
Масса
-12
ГАЗ
12 л/100 км
Расход
75 л.с.
Мощность
55 литров
Объем бака
11
Число мест
110 км/ч
Макс. скорость
1 675 кг
Масса
-977
РАФ
10-13 л/100 км
Расход
70 л.с.
Мощность
60 литров
Объем бака
5
Число мест
130 км/ч
Макс. скорость
1 460 кг
Масса
-21Т
ГАЗ
ВНИИТЭ
-ИТЭ
ВНИ
7-9 л/100 км
Расход
50 л.с.
Мощность
60 литров
Объем бака
4
Число мест
105 км/ч
Макс. скорость
1 000 кг
Масса
24-01
ГАЗ
ГАЗ-24-01
10-13 л/100 км
Расход
85л.с.
Мощность
55 литров
Объем бака
5
Число мест
145 км/ч
Макс. скорость
1 420 кг
Масса
СТАНОВЛЕНИЕ ЧАСТНОГО ИЗВОЗА
услугами частного извоза пользовались уже в Древнем Риме!
Более двух тысяч лет назад древнеримский «водитель» колесницы лихо доставлял горожанина от городских терм до Колизея, взимая с последнего оплату согласно количеству жетонов, оказавшихся в хитроумном приборе под названием одометр Витрувия. Не будем придаваться разбору инженерной части прибора, но именно он стал прообразом таксометра, определяющего сумму оплаты за проезд согласно расстоянию.
Появление автомобиля отодвинуло на второй план гужевой транспорт и извозчиков. В больших городах стали появляться автомобильные прокатные службы. Французский taximètre (счетчик цены), который обязательно устанавливался на все автомобили службы извоза, сократился до «такси», да так и остался названием прокатных автомобилей.
ПЕРВЫЕ ТАКСИ В РОССИИ
Купец первой гильдии Мамликов в письме к своей супруге, 1910 год:

«А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая»

Дореволюционная реклама проката автомобилей
В России же первый таксомотор появился в 1906 году и вовсе не в европейской части, а в далеком Туркестане. Но уже в 1908 году услугами таксистов стали пользоваться в обеих столицах, Туле, Казани, Архангельске, Риге, Самаре и Одессе.
Но круговерть последующих событий отодвинет на второй план саму идею службы частного извоза. Только в 1925 году вернутся к этой проблеме. И сам факт внимания будет отражен Ильфом и Петровым в «Золотом теленке»: «В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено».
Отечественный же автопром обозначится в такси только после пуска Горьковского автомобильного завода – ГАЗ-А, ГАЗ-М1, чуть позже – московские ЗиС 101.
Тратят москвичи на поездки в такси ежегодно
млрд $
2,5
единиц
200
Автомобилей ездили по Москве к 1925 году
копеек
20
Стоимость одного километра по таксе в СССР в 1988 году
Принято считать, что «шашечки», как отличительный признак автомобилей-такси, в нашей стране появились лишь после Великой Отечественной войны, однако еще в 1935 году они красовались на бортах некоторых ГАЗ-А. А после войны – шахматная полоска и специальный световой короб украсят новенькие автомобили ГАЗ М20 «Победа» и вместительные лимузины ЗиС-110 и ЗиМ ГАЗ-12.  И хотя «шашечки» как опознавательный знак таксомоторной службы появились в Америке, «русский след» бренда очевиден: их придумал Морис Маркин, эмигрант из Смоленска. Он в 1921 году основал фирму Checker Cab Manufacturing Co, ставшую основным поставщиком автомобилей для службы такси. Свои автомобили Маркин окрашивал в желтый цвет и отмечал полоской черно-белых шашечек, скопированных с финишного флажка автомобильных гонок. Яркие, узнаваемые – машины стали американским культом, а композиция из черно-белых квадратов стала обозначением такси во всем мире. У нас, кстати, она утверждена ГОСТом.

Водитель такси в Детроите, 1915 год

ГАЗ-21

А вот лицом советского такси станет горьковская «Волга» ГАЗ-21. С середины 50-х годов до начала 90-х эта модель будет доставлять приезжающих-отъезжающих, спешащих-опаздывающих, загулявших и растерявшихся, влюбленных и брачующихся пассажиров по адресам. И, кстати, такси можно было заказать по телефону диспетчерской службы, или же «поймать» проезжающий. Но нужно было быть очень внимательным: остановиться могло только такси с зеленым огоньком в верхнем левом углу лобового стекла – зеленый свет обозначал, что такси свободно, а если был красный – машина уже выполняет заказ.
Ушли в прошлое и специальная форма таксистов, нет зеленых огоньков, такси теперь представляют совсем другие машины, да и сама услуга стала абсолютно рядовой.
Все права защищены © Военно-Технический музей славы | 2023