Коммунистические вожди взялись за осуществление плана, который по своему объему и значению превосходит все, что знала история в области великих и смелых предприятий. Проекты Петра Великого по сравнению с планами Сталина меркнут в своей незначительности
"
Генри Форд
Дикое явление упряжного лошадиного экипажа, в котором нет и никогда не будет ни лошадей, ни упряжи статья в газете «Новое время» Санкт-Петербург, 1901 год
Совершенно не стоит думать, что XX век Россия встретила лишь гудками паровозов и цоканьем лошадиных копыт. Научно-технический прогресс охватил весь мир. Первые попытки русских самоучек-изобретателей Леонтия Шамшуренкова, Ивана Кулибина реализовать идею самодвижущихся экипажей вышли на новый виток – появился двигатель внутреннего сгорания. Правда когорта царских чиновников так и не успела понять перспективы развития автомобилестроения.
Весил первый автомобиль Фрезе-Яковлева
Максимальная скорость одного автомобиля Фрезе-Яковлева
Показан первый российский автомобиль, сделанный в Санкт-Петербурге
Автопарк России лишь изредка перемежался отечественными машинами Яковлева и Фрезе, Пузырева, завода «Руссо-Балт». Начавшаяся Русско-Японская, потом Первая мировая войны, революция – «съедят» все запасы автопарка, переиначат промышленные и производственные связи. Но, ставшая советской, Россия поставила грандиозные задачи. Можно сколько угодно шутить по поводу «догнать и перегнать», но ведь получилось! Находившаяся еще в 1927 году на 40 месте автомобильного мирового рейтинга, уже через 10 лет наша страна займет первое место в мире по производству грузовых автомобилей! Да, именно грузовых, ведь в первую очередь нужно было обеспечивать советскую промышленность, ее грандиозные стройки.
Автомобиль Чайка на выставке в Брюсселе, 1958
Появляются новые заводы, растут новые города, налаживается металлургическая промышленность, определяется отечественное станкостроение… Свои коррективы в развитие отечественного автомобилестроения вносила и политическая ситуация в мире. Начавшаяся Вторая мировая, а затем и Великая Отечественная война нанесли стране такой экономический урон, восстановление после которого требовало десятилетий. Однако уже в 1958 году именно Советский Союз, поразит мир своими экспонатами, представленными на Всемирной выставке в Брюсселе. Это был триумф! Мир увидел и признал советский автопром!