В 1649 году с «Наказа о градском благочинии» Александра Михайловича Тишайшего начинает свою историю отечественная пожарная служба. Но как профессиональная служба она станет формироваться только в XIX веке. И в 1892 году личный состав пожарных отделений будет насчитывать почти 85 000 человек! Сколько же у них было ломов, багров, крюков, ведер, лопат и веревок – здесь любая статистика выдаст ошибку, настолько это был расходный материал. А вот лестницы, линейки (сани-телеги для перевозки пожарной команды и доставки оборудования), бочки и насосы подлежали строгому учету. Они, кстати, поставлялись двумя заводами: Московским заводом Густава Листа и заводом Рихарда Лангензипена в Петербурге. Правда, нужно отметить, что продукция именно Густава Листа составляла 55%-60% от общего выпуска. Отмеченные десятками наград его насосы верой и правдой будут служить десятилетиями, помогая бороться с пожарами даже после Великой Отечественной войны.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!
История появления пенного тушения не обошлась без архимедовской «эврики» (кстати, именно под таким именем был запатентован первый огнетушитель) и бутылки пива. Именно пивная пена потушила загоревшуюся в небольшой емкости нефть!
ПЕРВЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Пожарная машина ГАЗ АА на дежурстве на головном складе, 1934
А вот такое универсальное, быстрое и мобильное средство пожаротушения как пожарная машина, появится в России только в 1908 году. И опять же не без участия Густава Листа. Для столичной пожарной команды фабрикант выписал из Германии двигатель и ходовую часть, а на своем заводе изготовил кузов и оснастил автомобиль необходимым оборудованием. И это были первые шаги в совершенно ином для России подходе к пожарам: из стихийного бедствия под знаком божьей кары пожар перешел в бедствие, которое, во-первых, надо предупреждать, во-вторых, при тушении нужно использовать все достижения научно-технического прогресса. Тем более, что в этом же 1908 году на Парижском конгрессе пожарных учреждается новая прикладная наука, основанная на знании физики, химии, электротехники, механики, гидравлики, – наука «Пожарное дело».
Гиляровский о выезде пожарной команды на автомобиле в книге «Москва и москвичи»:
«И только в 1908 году появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками. …Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми»
Вес первого пожарного автомобиля
85 000
Пожарных числилось в Российской империи в 1892 г.
Длина самой высокой пожарной лестницы
тонн
8
м
112
Однако внедрение пожарных машин в России проходило крайне медленно, ведь их надо было ввозить из-за границы, а стоили они очень дорого. Только в 1925 году Ленинградский завод «Промет» и Московский Миусский завод №6 приступят к разработке пожарных автомобилей на базе отечественных «АМО Ф15». Но промышленность развивалась столь бурно, что и они вскоре отошли в прошлое. Уже в 1933-35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны на базе ЗИС-5. И, конечно, надежный горьковский автомобиль ПМГ-1. Техника сделала пожарную охрану мобильной и мощной, а разработка и выпуск специализированной – газодымозащитной, прожекторной, углекислотного тушения – увеличивало шанс тушения пожаров уже в самом начале возгорания. Все довоенные машины с честью прошли «испытание на прочность» во время Великой Отечественной, отрабатывая двойную, а то и тройную нагрузку.
Пожарная труба Густава Листа, 1863
Начальник караула А.Т. Федорищев (справа от кабины) с пожарной бригадой на автомобиле ГАЗ-АА ПМГ-1, Спасск Дальний, 1951
ГАЗ-АА ПМГ-1 на берегу речки Лаж в Сернуре, 1942
ГАЗ-АА ПМГ-1, Москва, 1944
Ford Feuerwehr 798T, из коллекции Военно-технического музея
ГАЗ-51 автолестница АЛ-17
ГАЗ-АА ПМГ-1, из коллекции Военно-технического музея
ГПМ-54, из коллекции Военно-технического музея
Пожарная машина пенного тушения на гусеничном шасси артиллерийского тягача АТ-С модели 712, из коллекции Военно-технического музея
В Военно-техническом музее славы история пожарных машин самая полная. Это биографии более 20 единиц отечественной и зарубежной техники. Это страницы удивительных судеб создателей, пожарных команд и, конечно, неравнодушия, риска и подвига.