ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ТЕХНИКА
ПОЖАРНАЯ
ЗИС-6
Metz
30 м
Длина лестницы
73 л.с.
Мощность
5 555 см³
Рабочий объем
6 человек
Экипаж
55 км/ч
Макс. скорость
7 500 кг
Масса
ЗИС-5
ПМЗ-2
1400 л/мин
Скорость насоса
76 л.с.
Мощность
5 555 см³
Рабочий объем
6 человек
Экипаж
60 км/ч
Макс. скорость
6 500 кг
Масса
Днепр
МТ10-36
800 л/мин
Скорость насоса
36 л.с.
Мощность
649 см³
Рабочий объем
2 человека
Экипаж
105 км/ч
Макс. скорость
335 кг
Масса
ГАЗ-АА
ПМГ-1
1 400 л/мин
Скорость насоса
42 л.с.
Мощность
3285 см³
Рабочий объем
8 человек
Экипаж
70 км/ч

Макс. скорость
3 800 кг
Масса
ЗИЛ
-157
ПМЗ-27А
ЗИЛ-157
ПМЗ-27А
1 800 л/мин
Скорость насоса
110 л.с.
Мощность
5 555 см³
Рабочий объем
7 человек
Экипаж
65 км/ч
Макс. скорость
9 890 кг
Масса
ЯГ-6
Авто-
цистерна
ЯГ-6
Автоцистерна
5000 л
Объем цистерны
73 л.с.
Мощность
5 555 см³
Рабочий объем
2 человек
Экипаж
40 км/ч
Макс. скорость
8 500 кг
Масса
Ford
Model 798
Fire Engine

23 л/100 км

Расход топлива
100 л.с.
Мощность
3916 см³
Рабочий объем
6 человек
Экипаж
77 км/ч
Макс. скорость
8 500 кг
Масса

ГАЗ-АА ПМГ-1

1932

ЗИС-6 Metz

1934

ЯГ-6 автоцистерна

1934

ЗИС-5 ПМЗ-2

1936

Ford Model 798 Fire engine

1947

ЗИЛ-157 ПМЗ-27А

1962

Днепр МТ-10-36

1976

ТЕХНИКА, СПАСАЮЩАЯ ЖИЗНИ
Прицеп-лестница AL-12
В 1649 году с «Наказа о градском благочинии» Александра Михайловича Тишайшего начинает свою историю отечественная пожарная служба. Но как профессиональная служба она станет формироваться только в XIX веке. И в 1892 году личный состав пожарных отделений будет насчитывать почти 85 000 человек! Сколько же у них было ломов, багров, крюков, ведер, лопат и веревок – здесь любая статистика выдаст ошибку, настолько это был расходный материал. А вот лестницы, линейки (сани-телеги для перевозки пожарной команды и доставки оборудования), бочки и насосы подлежали строгому учету. Они, кстати, поставлялись двумя заводами: Московским заводом Густава Листа и заводом Рихарда Лангензипена в Петербурге. Правда, нужно отметить, что продукция именно Густава Листа составляла 55%-60% от общего выпуска. Отмеченные десятками наград его насосы верой и правдой будут служить десятилетиями, помогая бороться с пожарами даже после Великой Отечественной войны.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!
История появления пенного тушения не обошлась без архимедовской «эврики» (кстати, именно под таким именем был запатентован первый огнетушитель) и бутылки пива. Именно пивная пена потушила загоревшуюся в небольшой емкости нефть!

ПЕРВЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ


Пожарная машина ГАЗ АА на дежурстве на головном складе, 1934
А вот такое универсальное, быстрое и мобильное средство пожаротушения как пожарная машина, появится в России только в 1908 году. И опять же не без участия Густава Листа. Для столичной пожарной команды фабрикант выписал из Германии двигатель и ходовую часть, а на своем заводе изготовил кузов и оснастил автомобиль необходимым оборудованием.
И это были первые шаги в совершенно ином для России подходе к пожарам: из стихийного бедствия под знаком божьей кары пожар перешел в бедствие, которое, во-первых, надо предупреждать, во-вторых, при тушении нужно использовать все достижения научно-технического прогресса. Тем более, что в этом же 1908 году на Парижском конгрессе пожарных учреждается новая прикладная наука, основанная на знании физики, химии, электротехники, механики, гидравлики, – наука «Пожарное дело».
Гиляровский о выезде пожарной команды на автомобиле в книге «Москва и москвичи»:

«И только в 1908 году появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками. …Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми»
Вес первого пожарного автомобиля
85 000
Пожарных числилось в Российской империи в 1892 г.
Длина самой высокой пожарной лестницы
м
112
тонн
8
Однако внедрение пожарных машин в России проходило крайне медленно, ведь их надо было ввозить из-за границы, а стоили они очень дорого. Только в 1925 году Ленинградский завод «Промет» и Московский Миусский завод №6 приступят к разработке пожарных автомобилей на базе отечественных «АМО Ф15». Но промышленность развивалась столь бурно, что и они вскоре отошли в прошлое. Уже в 1933-35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны на базе ЗИС-5. И, конечно, надежный горьковский автомобиль ПМГ-1. Техника сделала пожарную охрану мобильной и мощной, а разработка и выпуск специализированной – газодымозащитной, прожекторной, углекислотного тушения – увеличивало шанс тушения пожаров уже в самом начале возгорания. Все довоенные машины с честью прошли «испытание на прочность» во время Великой Отечественной, отрабатывая двойную, а то и тройную нагрузку.

Пожарная труба Густава Листа, 1863
В Военно-техническом музее история пожарных машин самая полная. Это биографии более 20 единиц отечественной и зарубежной техники. Это страницы удивительных судеб создателей, пожарных команд и, конечно, неравнодушия, риска и подвига.
Все права защищены © Государственный Военно-Технический музей | 2022